Новости велоспорта можно читать в Telegram. Подпишись!

Интервью с Петром Рикуновым: «Сейчас мне интересно показать себя на уровне гонщиков команд мирового тура и про-тура» — 2-я часть

Пётр Рикунов

Предлагаем вторую часть интервью с чемпионом России по велоспорту в гонке с раздельным стартом Петром Рикуновым. Первая часть интервью доступна по этой ссылке.

— Пётр, давай перекинем мостик от любительского к профессиональному велоспорту и гонкам международного уровня. Что думаешь: у российских велогонщиков есть некоторое преимущество перед спортсменами из других видов спорта, которые не могут сейчас выступать на международном уровне в составе команд или под нейтральным статусом?

— Я думаю, что да. В отличие от многих других видов, велоспорт — больше клубный вид спорта. Если взять, например, лыжи, биатлон, лёгкую атлетику, то на международном уровне эти спортсмены выступают в составе национальных сборных. В велоспорте немного проще: тут на международном уровне ты можешь выступать и под нейтральным статусом, и без такого статуса… в составе зарубежных команд. Главное — показывать результат.

Итоговый пьедестал генеральной классификации «Пяти колец Москвы» 2023 года: Пётр Рикунов, Илья Щегольков (2-е место), Евгений Королёк (3-е место)
Итоговый пьедестал генеральной классификации «Пяти колец Москвы» 2023 года: Пётр Рикунов, Илья Щегольков (2-е место), Евгений Королёк (3-е место)

— Сейчас многие гонщики, в том числе из «Локосфинкса» подают заявки в UCI для получения нейтрального статуса. Очевидно, чтобы участвовать в чемпионате Европы и мира. Ты рассматривал для себя такую возможность?

— Мне уже задавали этот вопрос. Честно, до чемпионата России я даже об этом и не задумывался.

— Но всё же…

— Да, уже после чемпионата России мы чуть больше углубились в эту тему. Если говорить о чемпионате Европы и чемпионате мира, то тут больше вопрос в финансировании — кто будет финансировать эту поездку. По правилам там вроде получается, что ты не должен пользоваться государственной поддержкой в виде бюджетного финансирования по линии Минспорта, а выступаешь в нейтральной форме без логотипов спонсоров.

Таким образом, встает вопрос, а как финансировать участие? Если ты выполняешь все условия нейтрального статуса, то получается, что либо у тебя должен быть контракт с международной командой, которая тебе может помочь, либо за собственный счет. Либо за счёт какого-то спонсора, который с учётом отсутствия права на логотипы, должен действовать больше как меценат, который тоже должен по возможности быть нейтральным, если так можно сказать…

Если мы говорим про выступления в других международных гонках UCI, то ты можешь выступать под эгидой международной команды, как, например, Александр Власов, который выступает без нейтрального статуса, но и без флага. В этом году я уже выступал во Вьетнаме, а сейчас планирую отправиться в Китай.

— Для получения нейтрального статуса UCI отводит один месяц на обработку заявок российских и белорусских гонщиков. С учетом того, что сейчас уже начало июля, то участвовать в чемпионате Европы или мира, который пройдёт в августе этого года, уже не входит в твои планы, верно?

— Я думаю, что да. Самая основная причина — место проведения чемпионатов. Проблемы сделать нейтральный статус особой нет. Проблема в том, чтобы сделать документы, необходимые для поездки в Великобританию и ЕС. Ты можешь получить нейтральный статус, но не получить визу. Это не так просто сейчас. Я уже очень долго делаю визу в КНР и понимаю, что с получением визы в европейские страны будет ещё сложнее.

— А Шенгена у тебя нет?

— Да, Шенгена и британской визы сейчас нет. Поэтому я понимаю, что в этом году, наверное, чемпионаты Европы и мира уже мимо.

— Лев Гонов буквально на днях в интервью «Матч» сказал, что ему бы хотелось выступить на Олимпиаде в Париже в 2024 году. Может и у тебя такая надежда есть? Что вообще должно произойти, чтобы эта мечта осуществилась?

— Конечно, такая мечта есть. Хотелось бы выступить и выступить достойно, готовясь к этому целенаправленно. Но сейчас в это немного сложно поверить, что вообще возможно поехать. Ну и сложно понять, когда нам откроют доступ к Олимпиаде. Конечно, у любого профессионального спортсмена определенного уровня в голове сидит, что Олимпиада или чемпионат мира — это важнейшие гонки, к которым и надо готовится. И ты всё для этого делаешь. А там уже просто надо ждать возможности. Если бы я на 100% знал, что у нас [сборной страны] будет такая возможность, бы, наверное, ещё больше готовился. Даже если бы не был уверен, что именно меня возьмут… Просто чтобы иметь шанс попасть в состав на Олимпиаду.

— Ты планируешь продолжить сезон в составе китайской команды. Расскажи об этом проекте: какие команда преследует цели и какая у тебя роль? Ну и вообще, помогает ли кто-то сегодня российским гонщикам найти себя в азиатских командах?

— На меня вышел менеджер китайской команды YUNNAN POBING SPORT DEVELOPMENT ещё осенью 2022 года, и мы начали общаться о 2023 годе. Я тогда не знал, как будет выглядеть календарь. Они обозначили, что в любом случае заинтересованы во мне. Потом, уже в апреле этого года, я выехал многодневку HTV Cup во Вьетнаме, которая очень ценится в Азии. И тогда мне начало приходить ещё больше предложений, в том числе снова подтвердила заинтересованность китайская команда. Мы обсудили календарь, обсудили условия и открыли процесс подготовки документов — с тем, чтобы до конца сезона 2023 года я мог выступить в ключевых гонках за команду. Мы обсудили приоритетные гонки. Там очень хорошо понимают наше положение, что это и нам тоже нужно — выступать на международном уровне, показывая достойный уровень. Заработать очки UCI и тому подобное.

— Ты там один иностранец?

— Нет, у них в составе уже есть гонщики из стран Латинской Америки. Кроме меня в проекте планируется участие и моего товарища Андрея Степанова. Они меня спросили, могу ли я кого-то рекомендовать из российских гонщиков, и я рекомендовал Андрея. Он сильный тактически и физически.

Защита жёлтой майки на последнем этапе «Пяти колец Москвы» 2023 года в Крылатском с командой сборной Тюменской области, Андрей Степанов — перед Петром Рикуновым
Защита жёлтой майки на последнем этапе «Пяти колец Москвы» 2023 года в Крылатском с командой сборной Тюменской области, Андрей Степанов перед Петром Рикуновым

— В прошлом году Андрей выиграл «Пять колец Москвы», а в этом году вы с ним на пару разделили золото чемпионата России в олимпийских видах: ты в «разделке», а он в групповой гонке…

— Именно так. Андрей хочет гоняться и развиваться. Тем более, что это вполне интересный вариант.

— Это контракт на какое-то количество гонок или до конца сезона?

— Они хотели заключить контракт с 31 декабря 2022 года на 1 год. Но я предупредил, что у меня будут обязанности в том числе и по гонкам в России. В итоге, мы договорились подписаться на вторую половину 2023 года. Но уже сейчас начинаем переговоры и на дальнейшую перспективу. Я пока ещё не дал ответ — нужно приехать, посмотреть на обстановку и на команду, и уже в зависимости от результатов и условий обсуждать будущее.

— Участие в азиатских гонках увеличит продолжительность твоего календаря на шоссе, ведь в Европе уже к середине октября шоссейный сезон обычно завершается?

— А в Китае наоборот. В Европе у нас 17-20 октября заканчивался сезон и начинается межсезонье. А тут я изучил высланный мне азиатский календарь… У них гонки идут в сентябре-октябре и по ноябрь включительно. То есть сезон начинается чуть позже и большая плотность гонок именно осенью. У нас укоренился стереотип относительно азиатских гонок, что уровень спортсменов там несколько ниже, мол, ребята из Европы их легко выигрывают. На самом деле, уровень велоспорта в Азии в последние годы сильно растёт. Каждая европейская команда сейчас едет и собирает очки в том числе на азиатских гонках. Все борются на каждой гонке. И организация гонок — на высоком уровне.

Пётр Рикунов в жёлтой майке лидера на многодневке «Пять Колец Москвы»
Пётр Рикунов в жёлтой майке лидера на многодневке «Пять Колец Москвы»

— То есть будет возможность показать себя на уровне европейских команд мирового тура и даже про-тура, гоняясь на гонках UCI в Азии?

— Да, именно это мне сейчас интересно, поэтому и принял это предложение. Если сейчас нет возможности гоняться в Италии или Испании, то почему бы не гонятся с теми же европейскими командами в Азии.

— Если говорить про межсезонье… Как ты обычно проводишь межсезонье и считаешь ли необходимым брать паузу… скажем, оставлять велосипед на 2-3 недели?

— Да, я считаю, что это необходимо в межсезонье взять паузу. Если сидишь очень много на велосипеде, то в какое-то время тебе это надоедает. Нужно обязательно сделать небольшой перерыв. Если вспомнить мой европейский календарь в 2021 году, то тогда закончил гонять сезон 17-19 октября. Тогда один или два дня откатался и забыл про велосипед до конца октября, и даже первой недели ноября. Совсем не катался. То есть почти 3 недели я к велосипеду даже не подходил. И не было особого желания — хотелось от него отдохнуть. Но самое важное чувство, что где-то спустя пару недель ты начинаешь по велосипеду скучать. А ещё спустя пару-тройку недель уже начинаешь делать подготовительную межсезонную работу и спокойно вкатываться.

— Но есть и другие подходы к межсезонью…

— Да, я знаю ребят, в том числе у нас были в «Газпром-Русвело» итальянские гонщики, которые не делают особо пауз, но всё равно подкатываются: они приезжали с межсезонья так, будто вообще не слезали с велосипеда, подходя к первым гонкам всегда в более сильной форме.

— Но в Италии, другой климат и другие возможности…

— Да, в России у нас немного другие условия, чем в Италии. Когда в России начинается осень-зима, то просто нет возможности заниматься именно на шоссе. На улице мороз. А в Италии или Испании местами остаются 20-25 градусов, поэтому возможности для катания есть.

— Пётр, что скажешь о своей физподготовке? Какие-то секреты или модные стретчинги? Специалисты… Или всё сам?

— Всё делаю сам. С годами выработалась определенная схема подготовки, силовой базовой работы в зале и на велосипеде. Ничего в последнее время нового не делаю — всё то, что делал раньше. Единственное, что из необычного для велосипедистов, это то, что мне очень нравится бегать. Вот, даю интервью сразу после беговой тренировки, чего многие велосипедисты совсем не делают.

— Все считают, что если ты не триатлет, то и бегать нет нужды…

— Да, бег не то чтобы противопоказан, а, скорее, несвойственен велосипедистам.

— О триатлоне не думаешь?

— Да, вполне возможно. Почему бы нет.

— А с плаванием у тебя как?

— Всё отлично. Так, что всё может быть.

— Приятно слышать… Как относишься к виртуальным тренировкам, например, к Zwift и другим платформам. Какую роль эта работа играет в твоей подготовке?

— Это очень тяжёлое занятие вообще. В 2020 году, в карантин, я купил себе такой станок и уже на первой тренировке понял, что заниматься без обдува вентилятором просто невозможно. Купил вентилятор. Но и так тяжело. Едешь, обливаешься потом… И ватты, которые ты выкручиваешь по мощемеру на шоссе и на станке — большая разница.

— Неужели на станке тяжелее?

— Намного! И гонки мне ни разу так и не удалось проехать. У нас были гонки, где все профессиональные команды, — а я тогда был в «Газпром-Русвело», — должны были ехать, но меня тогда эта история как-то обошла. Я помню, как мой друг Степан Курьянов ехал, а я смотрел на него со стороны и это было прямо больно. Там за этот час ты выдаёшь, как не выдаёшь за 5 часов на шоссе. С тебя сходит 10 потов… Это очень тяжело. Вообще я не очень люблю станок.

— UCI уже проводит чемпионаты в Zwift. Может и нашей федерации велоспорта включить в свой календарь такие гонки? Заняться кибервелоспортом…

— Я бы предпочел, если честно, чтобы ФВСР развивала другое новое направление — грэвел. Это очень интересная история. Во-первых, велосипед принципиально не отличается от шоссейника. Да, потолще колеса и позлее резина, чтобы держать гонщика не только на асфальте, но и на грунте, гравии и даже на бездорожье. У тебя есть спецучастки, где можно не только за счёт физики, но и за счет техники владения велосипедом выигрывать. Мне больше близка эта тема. Мне бы хотелось, чтобы у нас были такие гонки в сезоне. Это было бы очень интересно.

— У тебя есть опыт таких гонок?

— Нет, в соревнованиях пока не участвовал, но уже ездил в тренировочном режиме. Очень понравилось. Хорошо разгружает. Можно ехать любую объёмную тренировку: картинка постоянно меняется, и ещё можно заезжать в лес. Это прикольно.

— В России полно таких дорог…

— Да! (смеется). Как раз ждал, что вы это отметите. Это действительно так. Думаю, даже в Москве можно было бы найти трассы для грэвела.

— Но есть же велокросс! Там очень похожи велосипеды, но это немного другой формат…

— Да, гонки по велокроссу проводятся в Челябинске, Ижевске…

— А ещё в Чебоксарах и в Краснодарском крае, если говорить про всероссийские соревнования.

— Да, понятно, что пока мало где. Но это можно было бы развивать — совершенно точно. Понятно, что будут дополнительные затраты на велосипеды, но это может дать очень хороший импульс для велоспорта. Я даже видел, что в Москве уже по любителям проходят такие гонки.

— Верно! Есть даже сообщество Tour De Klenovo. Ребята популяризируют шоссейные гонки и тренировки на трассе в Клёново, а также развивают грэвел, организуя такие гонки. Будем надеяться, что твои пожелания услышат не только любители, но и ФВСР. Ведь чемпионат мира уже есть, будет и европейский. Так что надо и нам как-то готовить спортсменов к этому направлению в велоспорте.

— Да, ведь рано или поздно мы должны вернуться в мировой велоспорт.

— Пётр, заканчивая интервью, хотелось бы услышать от тебя пару слов для совсем молодых и начинающих велосипедистов — тем, кому сейчас 15-16 лет. Тем, которые мечтают о карьере профессионала. Может быть, что-то такое мотивационное или в части подготовки скажешь?

— В первую очередь, нужно развиваться каждый день, несмотря на ситуацию вокруг. Нужно много работать. Только через тяжёлую работу мы приходим к результату. Дальнейшая работа всегда будет тяжелее. Даже если вам сейчас кажется, что уже тяжело — это ещё не тяжело. Это просто кайф! Кайфуйте от тренировочного процесса и гонок, делайте это сейчас. Не нужно обманывать себя. Мне кажется, это самое основное.

Если говорить обо мне, то считаю, что с каждым днём ты должен быть нацелен на то, чтобы быть лучше, обыгрывать самого себя. Если с каждым днём ты становишься сильнее, значит, идёт развитие. Если я проигрываю сам себе, значит, я что-то делаю не так. Если получится обыграть себя, то получится обыграть очень многих!

Беседовал Николай Сапронов (основатель проекта MTBMoscow), фотографии MTBMoscow (Николай Сапронов).

MTBMoscow медиапроект и агентство спортивной фотографии, специализирующееся на профессиональной съемке велоспорта и других циклических видов спорта. Подписчики не только первыми могут получить полные фоторепортажи с гонок, но и узнать интересную информацию о том, что происходит в отечественном велоспорте в целом.

Ресурсы проекта MTBMoscow в социальных сетях:
в Инстаграме:
https://www.instagram.com/mtbmoscow/
в ВК: https://vk.com/mtbmoscowmedia
в Facebook: https://www.facebook.com/MTBMoscowSchool
в Telegram: https://t.me/mtbmoscow

Поделиться с друзьями: