Мы на связи

Привет! Чего ищете?

История велосипедов и инноваций на «Тур де Франс»

«Тур де Франс» — велогонка с самым большим количеством зрителей и огромным освещением в СМИ. И это, конечно, лакомый кусок для производителей тех или иных товаров, связанных с велоспортом. Но на самом деле «Гранд Букле» была создана для продвижения газеты L’Auto, а позже — для продвижения брендов велосипедов и комплектующих. Рассказываем история самых значимых инноваций в велосидном спорте.

«Тур де Франс» — велогонка с самым большим количеством зрителей и огромным освещением в СМИ. И это, конечно, лакомый кусок для производителей тех или иных товаров, связанных с велоспортом. Но на самом деле «Гранд Букле» была создана для продвижения газеты L’Auto, а позже — для продвижения брендов велосипедов и комплектующих. Просто спросите Campagnolo, Pinarello, Trek или любого из мелких производителей, которым, как мы увидим, посчастливилось получить одобрение организаторов тура, и вы поймёте, что компании готовятся к этой великолепной гонке не меньше профессиональных велосипедистов. Предлагаем рассмотреть эволюцию велосипедов от первого «Тура» до наших дней.

Без тормозов и на полной скорости

История велосипедов и инноваций на «Тур де Франс»

Можно сказать, что велосипед, на котором выиграли «Тур де Франс» в 1903 году, был полуфиксом-полугравелом: стальной велосипед с фиксированной передачей, деревянными ободами, шинами шириной 32-38 мм, кожаным седлом и рулём, который напоминает некоторые современные модели для гравийных гонок. Главное, о чем следует помнить, это то, что при езде на фиксированной передаче вы не сможете двигаться по инерции, если не уберете ноги с педалей, а единственный способ затормозить — применить обратное давление на педали, чтобы замедлить велосипед.

Опасный характер спусков на велогонке в конечном итоге привёл к широкому использованию свободного хода. Еще одним важным фактором было усовершенствование тормозов, которые постепенно превратились из тормозов со стержневым приводом на шине или ободе в тормоза с суппортом, часто похожими на современные тормоза с тросовым приводом.

Пришло время переключиться

Примечательно, что хотя велосипедные переключатели существовали ещё до первого «Тура», только в 1937 году директор велогонки разрешил их использовать всем гонщикам в пелотоне. До этого их могли использовать только участники категории isolé (независимые). В 1912 году первый переключатель появился на велосипеде велосипедиста-изоле — велотуриста — Джоанни Панеля. Переключатель был очаровательно назван Le Chemineau (Ле Шемино). И, возможно, именно это название дало в будущем современное название для одного из крупнейших производителей велосипедных компонентов Shimano (Шимано). Сегодняшние модели, конечно, не имеют такой романтики и просто называются Dura-Ace 9150 или что-то в этом роде.

История велосипедов и инноваций на «Тур де Франс»

В 1937 году всем гонщикам позволили использовать только одну модель переключателя — Super Champion от швейцарского гонщика и производителя Оскара Эгга. Кто знает, было ли между организаторами и производителем соглашение, контракт и комиссионное соглашение, но факт состоит в том, что победитель 1937 года Роже Лапебье и победитель 1939 года Сильвер Мас использовали именно этот переключатель. Продажи Super Champion взлетели до небес.

И компания начала процветать, вводя новые модели, позволившие гонщикам снимать и устанавливать колёса, а также регулировать натяжение цепи.

Эволюция передач

С тех пор, как в 1937 году появился первый переключатель передач, сегодня велогонщикам доступны электронные системы, которые настолько точны, быстры, надежны и имеют такой диапазон передаточных чисел, что Дегранжу было бы трудно найти вызов, столь же сложный, как этап Люшон-Байонна 1910 года. Но тот суперчемпион мало похож на то, что мы получаем сегодня. Вот самые значительные изменения.

История велосипедов и инноваций на «Тур де Франс»

Итальянский велогонщик и изобретатель Туллио Кампаньоло усовершенствовал — скопировал и улучшил — уже существующие переключатели, и в 1949 году выпустил первый прототип модели Gran Sport: переключатель, форму и характеристики которого можно было считать «современными». Переключитель выиграл свой первый «Тур» в 1951 году. К тому времени переключатели уже были размещены на нижней трубе, чтобы управлять как задним, так и передним переключателем, натягивая тросы.

В настоящее время, когда мы переключаем передачи в механической системе переключения передач, мы слышим щелчок. Что ж, это кажется простым, и мы принимаем это как должное, но до середины 80-х это было не так. До тех пор это был вопрос натяжения и трения. Велосипедист регулировал переключатель или рычаг до тех пор, пока не достигал желаемой передачи, не слыша щелчка. Когда Shimano представила SIS (систему индексов Shimano), это в конечном счёте увеличило скорость, точность и надежность переключения передач, другие производители — Campagnolo, Mavic и SunTour — скопировали эту идею и пронумеровали шестерни.

Интегрированные переключатели

Когда Shimano выпустила Dura-Ace 7400 с STI (Shimano Total Integration) в 1990 году, они произвели революцию во внешнем виде велосипедов, убрав переключатели с нижней трубы и интегрировав их с тормозными рычагами на кожухах руля для ещё большей скорости. Год спустя «Кампаньоло» сделала ещё один шаг вперед в аэродинамике — проложив кабели к рулю так, чтобы они были скрыты под обмоткой руля.

История велосипедов и инноваций на «Тур де Франс»

Электронное переключение

История велосипедов и инноваций на «Тур де Франс»

Это решение впервые появилось в 1993 году у Тони Ромингера и в 1994 году у Криса Бордмана. Оба использовали электронный групсет Mavic Zap, и, несмотря на неоспоримый успех — англичанин выиграл пролог и надел жёлтую майку после того, как проехал 7,2 км со скоростью более 55 км/ч — нововведение не очень прижилось в пелотоне.

История велосипедов и инноваций на «Тур де Франс»

Когда Shimano представила Dura-Ace 7970 с Di2 (Digital Integrated Intelligence) в 2009 году, некоторые люди посчитали это ненужной избыточностью. Однако механики команд полностью одобрили эту идею. А надёжность, скорость переключения и комфорт плюс общая победа Кэдела Эванса на «Тур де Франс» в 2011 полностью решил этот вопрос в пользу электроники.

С тех пор только Винченцо Нибали выиграл «Тур» в 2014 году с использованием механического переключения передач. Даже это, вероятно, было вопросом простого совпадения, потому что в тот момент Campagnolo, бренд, на котором ездила команда Нибали, уже использовал электронные групсеты в своих велосипедах. И, вероятно, то был последний год, когда трос управлял переключением передач на велосипеде победителя «Большой петли».

Прощай сталь, привет алюминий и «Вау!» — карбон

В 1990-е и начало 2000-х годов произошли самые большие изменения в материалах и конструкции велосипедов. Четвертый «Тур де Франс» Мигеля Индурайна на «Пинарелло» в 1994 году был последним, когда кто-то выиграл такую большую гонку на стальном велосипеде. В конце 1980-х, с победами Грега Лемонда и Педро Дельгадо, мы увидели появление двух материалов, которые ознаменовали собой невероятные перемены — алюминий и углерод. Однако только в пятом и последнем туре Индурайна,в 1995 году, сталь начала исчезать из пелотона. Его модель Pinarello того года была сделана из алюминия, как и все велосипеды-победители до первого тура Лэнса Армстронга. Среди них прекрасная Bianchi Mega Pro XL Reparto Corse Марко Пантани, которая положила конец доминированию Pinarello в те годы.

В 1999 году американец выиграл первый из своих 7 Гранд-туров. Хотя мы уже знаем, чем всё это закончилось, Trek 5200 отметил две вехи: это был первый 100% карбоновый велосипед, выигравший «Тур де Франс», и это означало первую победу для Shimano, японского производителя компонентов для велосипедов. С тех пор Shimano не удалось выиграть только 6 раз — 4 раза против Campagnolo и 2 раза против Sram. И сегодня это бренд, используемый подавляющим большинством команд WorldTour. Кроме того, сама конструкция Trek была новинкой, поскольку это был первый велосипед, изготовленный не традиционными методами — трубы, соединенные сваркой или проушинами, — а вместо этого был отлит в форме, как подавляющее большинство современных карбоновых велосипедов.

Жёлтая майка даёт крылья, а аэродинамика — заставляет летать

Для нынешних поколений любителей велоспорта борьба Погачара и Роглича в индивидуальной гонке с раздельным стартом в предпоследний день «Тур де Франс — 2020», стала огромным сюрпризом, но то, что американец Грег Лемонд сделал в ITT в последний день «Тур де Франс — 1989» на Елисейских полях, когда более половины жителей мира смотрели за гонкой, а вся Франция ожидала увидеть, как француз Лоран Финьон празднует победу, стало невероятной историей. Это был момент победы в Гранд-туре с наименьшим отрывом, а также первое доказательство важности аэродинамики. Лемонда и Финьона разделили в генеральной классификации всего 8 секунд!

Хотя много писалось и обсуждалось об окончательном исходе этой велогонки, факт заключается в том, что Финьон был на 50 секунд впереди Лемонда перед стартом последнего этапа, протяжённостью всего в 24,5 километра, а в конце дня он отставал от американца на 8 секунд. Американец выигрывал у француза по 2,3 секунды на каждом километре гонки, двигаясь в среднем на 2 км/ч быстрее Финьона. Это правда: Лемонд был лучше в гонке с раздельным стартом, но тогда почему Финьон не использовал тот же (или похожий) руль, что и американец, почему он не носил шлем и велосипедные очки вместо того, чтобы ехать с собранными назад волосами? Хвостик и очки с высоким сопротивлением воздуха? Он не может сказать, что был застигнут врасплох, и у него не было времени искать альтернативы и тестировать их. Лемонд уже использовал руль для триатлона и аэрошлем на предыдущих этапах этого «Тура», а Лоран Финьон просто не беспокоился об этом. Спустя пару месяцев после Гранд-тура француз наденет и шлем и очки, и на Гран-при Наций его было не остановить.

Аэродинамика, применимая к велоспорту, заставляла изобретать порою немыслимые конструкции велосипедов и оборудования для гонок с раздельным стартом в 1990-е годы. Так продолжалось до 2000 года, когда Международный союз велосипедистов (UCI) установил очень строгие правила для велосипедов и велосипедного оборудования. Это был конец Pinarello Espada (велосипед Индурайна) или Lotus (велосипед Криса Бордмана), которые вы могли видеть на фотографиях выше.

История велосипедов и инноваций на «Тур де Франс»

Переместимся в 2003 год. К модели Cervélo Soloist от Team CSC. Мы увидим первый обычный шоссейный велосипед с аэродинамической концепцией на «Тур де Франс». Название велосипеда говорило само за себя — алюминиевый велосипед с плоскими, а не круглыми трубами рамы, спроектированный так, чтобы быть максимально аэродинамичным и давать дополнительные преимущества гонщику. То, что тогда считалось очень специфическим дизайном для определенных обстоятельств или этапов, теперь стало стандартом для велосипедов всех команд «Тур де Франс» и всех остальных велогонок мира.

Изменение геометрии велосипеда

Это может показаться незначительным, но на самом деле это стало почти революцией — изменилась геометрия велосипеда. Конструкция двух треугольников и вилки означает, что существуют углы и размеры, которые влияют на характеристики и реакции велосипеда так же сильно, как и материал, из которого он сделан, или даже больше. Однако материал вместе с технологиями и компонентами, доступными в то время, также определял окончательную форму и дизайн велосипеда.

История велосипедов и инноваций на «Тур де Франс»

Если мы сравним велосипед 1903 года с велосипедом 2021 года, мы увидим, что велосипед Мориса Гарина имеет колесную базу примерно в 1,2 метра, более узкий угол наклона рулевой трубы и больший наклон вилки. Он хорошо справлялся с поглощением неровностей дорог, был устойчивым и лёгким в управлении. С другой стороны: Colnago с колесной базой около 1 метра, углом наклона рулевой трубы в 73° и минимальным передним углом вилки разработан так, чтобы быть манёвренным и передавать каждый ватт мощности, исходящий от ног Тадея Погачара.

Первые изменения произошли в велосипедах в конце 30-х годов (на фото вы видите Леньяно легендарного гонщика Джино Бартали, победителя «Тура» 1938 года). Примерно в это же время два треугольника стали меньше, а колесная база уменьшилась. В некоторой степени улучшились дороги, материалы, комплектующие и технология производства велосипедов. Изменение углов и размеров стало ещё более заметным после войны. Ниже вы можете увидеть Bianchi, на котором Фаусто Коппи выиграл «Тур де Франс» 1949 года.

История велосипедов и инноваций на «Тур де Франс»

Изменения геометрии между Bianchi Коппи и Bianchi Пантани 1998 года минимальны, но год спустя Giant TCR (Total Compact Road) дебютировал в велогонке с командой ONCE. Велосипед одного из самых важных дизайнеров велосипедов в истории, Майка Берроуза, вдохновлённого катанием на горных велосипедах, позволил реализовать новаторскую идею по сравнению с тем, что было на рынке шоссейных велосипедов в то время. Велосипед был намного компактнее, с характерным наклоном верхней трубы, который уменьшает размер основного треугольника. Задний треугольник также был меньше. Всё это позволило уменьшить вес велосипеда, повысить его жёсткость, улучшить управляемость, а также сделать раму более сбалансированной для людей невысокого роста.

История велосипедов и инноваций на «Тур де Франс»

Дизайн 1997 года был настолько новаторским, что Giant до сих пор имеет модель TCR в своем каталоге. Это был эстетически и технологически верный дизайн, шедший в ногу с последними инновациями. Многие из велосипедов, которые мы видим сегодня на «Тур де Франс», явно вдохновлены дизайном Берроуза.

Что дальше?

Велосипедная индустрия продолжает совершенствовать формы и материалы. Дисковые тормоза уже полным ходом используются в пелотоне, но большая часть новинок доступна не столько для профессиональных велосипедистов, а для любителей. UCI крайне неохотно разрешает инновации. Но всё же именно они двигают велоспорт вперёд.

Реклама
Реклама

Что ещё почитать?

Новости велоспорта

Ожидается, что Ремко Эвенпул впервые примет участие в «Тур де Франс» в 2024 году (на этом настаивал босс «Квиков» Патрик Лефевер, утверждая, что развитие...

Новости велоспорта

Победитель самой престижной велогонки мира — «Тур де Франс» — Йонас Вингегор признался, что чем больше изучает профили этапов «Большой петли» на 2023 год,...

Новости велоспорта

Ведущие европейские журналисты, специализирующиеся на велоспорте, уверены, что ASO (организатор «Тур де Франс») намеренно выбрала такой сложный профиль гонки «Тур де Франс — 2023»,...

Новости велоспорта

Марк Кавендиш присутствовал на презентации маршрута «Тур де Франс — 2023» и остался доволен тем, что увидел. Британец, который в 2023 году будет выступать...

Реклама

© Велодейли.ру — всё о велоспорте. 2018 — 2023 годы. Все права защищены. Материалы сайта предназначены для аудитории старше 18 лет.
Электронная почта редакции: news@velodaily.ru
Сайт использует файлы Cookie. Вы можете отключить хранение файлов Cookie в настройках веб-браузера. Файлы Cookie используются для предоставления доступа к сайту, аутентификации и хранения персональных предпочтений и настроек пользователя, ведения статистики сайта, для рекламных целей.
Материалы сайта предназначены для аудитории старше 18 лет.