Тысячи любителей велоспорта катают не только по шоссе или треку, но и любят свободу — как в выборе дорог, так и целей. Гревел-гонки стали неотъемлемой частью современного велоспорта. Любители пыли и бездорожья едут за деньгами, приключениями, но и удовольствием. И если шоссе и велокросс — это в большей части Европа, то гревел-гонки — скорее Северная Америка. А уж в России и соседних странах этот вид развлечений появился ещё позже и развивается за счёт отдельных энтузиастов.
Одной из крупнейших в мире серий гравийных гонок является Unbound Gravel, ранее известная как Dirty Kanza. Из названия ясно, что местом действий был штат Канзас. Это шесть гоночных дистанций и тысячи гонщиков. 200 миль или 321,8 километра — это самая протяжённая гонка. Настоящее испытание на выносливость, самодостаточность и качество экипировки. Среднее время преодоления дистанции — 11 часов. А ведь весь путь — бездорожье. Проколы и механические поломки — это норма. Плюс — выжженные солнцем дороги, встречный ветер, а в иных случаях — грязь и дождь.
В 2022 году на старт Unbound Gravel вышло около 4 тысяч спортсменов. Призовой фонд составил 250 тысяч долларов. За победу боролись не просто частные лица, но и бывшие профессионалы и гонщики WorldTour, включая Лоренса Тен Дама, Питера Стетину и Яна Босуэлла. Ну и Петер Саган нет-нет, да и прокатится. Вместе с товарищем по TotalEnergies Даниэлем Оссом Петер проехал 100-мильную дистанцию. «Я получил невероятное удовольствие там», — сказал он после гонки.
Как формируется призовой фонд? Из взносов гонщиков. Организаторы покрывают из взносов собственные расходы, и, если что-то остаётся, — достаётся гонщикам.
Этимология слова «гравий» отправляет нас в 13-й век. Во Францию. Grevele на старофранцузском означает «песок» или «гравий» и является уменьшительным от современного слова grève. По-бретонски это звучит чуть иначе — grouan. Делаем шаг вперёд и оказываемся в 1896 году, когда брусчатка и гравийные дороги Северной Франции и Фландрии привлекли гонщиков на трассу, которая стала известна как «Париж — Рубе». Именно в 1896 году эта гонка состоялась впервые.
Современный мир не мыслим без асфальта, но и сейчас эта гонка (как и многие другие) даёт возможность пелотону проехаться по брусчатке и гравию. Перенесёмся из 1896 года ещё на сто лет вперёд. Но уже через Атлантику — в канадский Онтарио. В 1994 году тут состоялась первая велогонка «Париж — Анкастер». Она прошла в тот же день, что и «Париж — Рубе», став данью уважения этой великой монументальной велогонке. Сочетая асфальтированные и грунтовые дороги, в том числе гравийные и грунтовые дорожки и тропы, гонщики в Канаде черпали вдохновение теми эпичными европейскими однодневками, которые могли возвеличить велосипедиста до небес. Джон Торп представил 70-километровый маршрут, и на гонку записалось 264 человека. Спустя годы, в 27-м выпуске, гонка увеличилась до 100 километров, но для некоторых категорий спортсменов всё ещё доступны дистанции в 45 и 70 километров. И в 2022 году 2200 человек всех возрастов преодолели эти три маршрута.
«Париж — Анкастер» стала одной из первых гравийных велогонок. Ещё до того, как за подобными гонками закрепился термин «гревел». «Барри — Рубе» в Мичигане — ещё одна своего рода трибьют-гонка, запущенная в 2009 году. Её корни, правда, восходит к ещё более ранним стартам, проходившим на гравийных дорогах в западной части штата Мичиган.
«Здесь, в Мичигане, у нас очень холодные зимы, поэтому с наступлением весны многие любители горного велосипеда не могли кататься по местным трассам, потому что у нас продолжались заморозки, чередовавшиеся с оттепелями. Люди пришли к мысли «а давайте покатаемся по грунтовым, гравийным и сезонным дорогам…». И понеслась», — рассказывает один из директоров гонки «Барри — Рубе» Скотт Тенкейт.
Если капнуть чуть глубже, то вполне очевидно, что гревел-гонки фактически являются смесью велокросса и маунтинбайка. Тенкейт объясняет это тем, что дороги в Мичигане очень подходили для любителей этих видов велоспорта. И если в первый год гонки её проехало 280 человек, то в 2022 году — уже 4 тысячи.
В 2006 году появилась серия Dirty Kanza. Ныне это крупнейшее гревел-событие с новым именем — Unbound Gravel. Местом притяжения гонщиков стал Флинт-Хиллз. Впервые её проехало очень мало человек — около 50. Победа досталась Дэну Хьюзу. Позже он ещё трижды выиграет Unbound Gravel. И теперь это легенда гревел-гонок. Специально для Хьюза был создан в те ранние годы уникальный велосипед. Его создателем был Брент Стилман — тоже довольно известная личность. Отличий от обычного велосипеда было несколько. В первую очередь — больший зазор между передним колесом и вилкой, да и сами шины были значительно большими — 40-миллиметровыми. Ещё одно отличие — более короткие нижние перья, что сегодня стало обычным явлением на гравийных гоночных велосипедах.
«Конкуренция всегда была частью этих гонок. Но, в конце концов, всё заканчивалось вечеринкой, морем общения и новых знакомств. Это новые и уникальные переживания и опыт. Вы начинаете переживать за парней, потому что они прошли то же, что прошёл и ты», — сказал Тенкейт.
Постепенно гревел-гонки начали приходить в Европу. Международный союз велосипедистов (UCI) решил провести в Италии — и провёл — чемпионат мира по гревелу. Победа досталась Джанни Вермеершу из Бельгии. Даниэль Осс и Матье ван дер Пул поднялись на подиум за серебром и бронзой. Также UCI объявил о создании Мировой серии гревел-гонок (пока из 12 гонок) — подобие WorldTour-гонок. Это самые престижные шоссейные гонки в мире.