Карбоновые рамы широко распространены не только среди профессиональных велосипедистов, но и у любителей. Да, качество изготовления бывает разным, но всё же этот материал позволяет инженерам реализовать свои идеи в части улучшения скоростных характеристик гонщика. Но чтобы карбоновая рама исполняла свою функцию и выглядела так же хорошо, как если бы она была совершенно новой, за ней нужно правильно ухаживать. Вот несколько советов по уходу за карбоновым велосипедом.
Будьте осторожны
Если вы только что приобрели свой первый велосипед с карбоновой рамой, будьте особенно осторожны. Прежде чем делать что-либо, кроме как крутить педали, начните с прочтения руководства пользователя, которое можно найти на сайте производителя. Вы также можете получить помощь в магазине, где купили велосипед, а также на интернет-форумах, просто в интернете и в социальных сетях.
Чем больше качественной информации вы получите, тем лучше. Имейте в виду, что простое чрезмерное затягивание зажимного болта подседельного штыря может повредить карбоновую раму. Так что будьте осторожны. А если вы не знаете, как это сделать, или не хотите изучать всю дополнительную информацию, просто отнесите велосипед в магазин или специализированную мастерскую.
Хранение и перевозка велосипеда
Возьмите за правило, чтобы велосипед опирался двумя точками к опоре. Даже если вам кажется безопасным, что одной точки будет достаточно, может произойти непредвиденное – порыв ветра, случайный прохожий или вы сами можете толкнуть велосипед.
Следите за столбами, деревьями. Лёгкое неосторожное движение и вот уже на раме царапина.
При парковке на склоне обязательно используйте две точки опоры – заднее колесо и руль.
В идеале у вас должна быть специальная стойка для парковки велосипеда. Но если её нет, то в крайнем случае положите велосипед на землю, но не на ту сторону, где расположена цепь.
При хранении и транспортировке велосипеда избегайте высоких температур. Не оставляйте велосипед под прямыми солнечными лучами, в автомобиле, рядом с обогревателем и т. д.
Не оставляйте карбоновый велосипед на открытом воздухе. Особенно, если вы живёте недалеко от моря. Если у вас нет другого выбора, защитите его чехлом, чтобы избежать воздействия влаги, грязи и коррозии, вызванной солёным воздухом.
При транспортировке хорошо закрепите велосипед и защитите раму пенопластом, и особенно в местах креплений.
Не затягивайте зажимы точек крепления слишком сильно, так как это может повредить карбон.
Убедитесь, что рама не провисает и не касается багажника, автомобиля, других велосипедов или багажа. Если есть точки соприкосновения, используйте прокладки для их защиты.
Защита рамы
Не все велосипеды страдают одинаково. Раме потребуются различные уровни защиты, в зависимости от вашего стиля езды, стиля и дизайна велосипеда, а также местности, по которой вы едете. Шоссейный велосипед с внутренней прокладкой тросов, используемый на в целом чистых поверхностях, нуждается в небольшой защите, в то время как модель эндуро требует довольно много ухода и внимания.
Области велосипеда, наиболее подверженные износу и повреждениям:
- Нижние перья со стороны привода могут быть повреждены из-за ударов цепи при проезде неровностей, особенно по бездорожью. Хотя чаще цепь отрывается от передней звезды и падает на нижнее перо.
- Область нижнего кронштейна. Когда цепь соскочит с передней звезды и упадет внутрь, немедленно прекратите крутить педали, чтобы она не попала между рамой и звездой. Если вы продолжите крутить педали, вы можете повредить карбон. В МТБ, гравии и велокроссе повреждение также может быть вызвано грязью, выбрасываемой колесом. Когда грязи много, колесо может замедлиться и поцарапать каретку.
- Тросы. Многие современные велосипеды имеют внутреннюю прокладку тросов, но у многих моделей тросы всё ещё находятся снаружи и могут тереться о раму. Точки контакта должны быть защищены наклейками для защиты рамы или кабельными стяжками.
- Нижняя труба. Эта область особенно страдает, если вы катаетесь по бездорожью — из-за мелкого гравия или камней, выбрасываемых передним колесом. Чем сложнее местность, тем большей должна быть защита.
- Верхняя труба. Опасность в этой области исходит от руля или рычагов переключения передач и тормоза. Если вы попали в аварию или велосипед перевернулся, труба может получить серьёзную царапину, вмятину или трещину.
- Велосипедные кофры, брызговики и другие аксессуары, установленные на раме, могут стереть краску и повредить раму велосипеда, если не быть достаточно осторожным. Используйте защитные наклейки или ленту.
На самом деле любая часть рамы может быть повреждена. Если вы просто хотите защитить раму от повреждений, вызванных трением кабеля, или сделать акцент на определенных областях, вы можете приобрести наборы специальных наклеек. Другие варианты: резиновые втулки для тросов, неопреновые протекторы нижних перьев, протекторы из жёсткого пластика…
Чистка и защита карбоновой рамы
Очистить карбоновую раму довольно просто: используйте тёплую воду, мыло и мягкие щётки. Прежде чем наносить обезжириватель, убедитесь, что он подходит для карбоновых велосипедов, потому что некоторые из них не подходят.
Если вы много потеете и катаетесь на велосипеде в помещении, хорошо очистите и высушите велосипед, чтобы избежать коррозии, вызванной солью и кислотностью пота, особенно, там, где имеются пазы и винты.
При сушке велосипеда проверяйте раму на наличие повреждений. Если вы обнаружите скол, царапину или отслоение, используйте прозрачный лак для ногтей, чтобы запечатать этот участок и не дать ему двигаться дальше.
Правильный уход
Если вы сами себе механик и ремонтируете поломки, устанавливаете новые компоненты, то учтите следующие рекомендации:
- Не прижимайте раму к ремонтной стойке. Используйте подседельный штырь и, если подседельный штырь сделан из углерода, убедитесь, что зажим не слишком тугой.
- Выберите правильные инструменты для каждого элемента. Прежде всего, используйте динамометрический ключ для выполнения затяжки до рекомендованного уровня.
- Используйте смазку и монтажную пасту, рекомендованные производителем для каждого компонента и каждой области рамы.
Если у вас нет нужных инструментов и вы не разбираетесь в механике, отнесите велосипед в мастерскую, чтобы сэкономить время и нервы.
Капитальный ремонт рамы
Помимо обычного осмотра при сушке велосипеда, рекомендуется периодически проводить тщательный осмотр. Особенно когда слышатся шумы или звуки, которых раньше не было. Они могут исходить от какого-то компонента, но всегда лучше перестраховаться, чем сожалеть. Углерод не вечен, и иногда процессы производства и проверки дают сбой. Поэтому важно знать гарантийный срок рамы и условия её замены/ремонта.
Когда вы падаете, попадаете в аварию с другим транспортным средством или любую другую серьёзную аварию, а велосипед не имеет видимых повреждений, лучше прекратить его использование и отдать его эксперту по карбоновым велосипедам для тщательной проверки. В отличие от металлических велосипедов, повреждение карбоновой рамы может быть незаметным даже для опытного глаза и может проявиться внезапно. Если квалифицированный специалист обнаружит признаки повреждения, он обычно сообщит, возможен ли ремонт, сколько это будет стоить и каков будет конечный результат. Во многих случаях ремонт нецелесообразен и лучше заменить раму.