3480 километров предстоит преодолеть гонщикам на «Тур де Франс – 2019» — главной велогонке мира. Ещё до старта «Большая петля» преподнесла сюрпризы: до Елисейских полей точно не доедут Крис Фрум, Том Дюмулен и Марк Кавендиш. Однако отсутствие этих фаворитов лишь разогреет интерес публики, — значит следить за гонкой станет ещё интереснее, ведь Team Ineos едва ли сможет доминировать так, как она это делала в былые годы.
На «Тур де Франс» традиционно разыгрывают четыре майки и три приза: жёлтую, зелёную, гороховую и белую, а также командную классификацию от NamedSport, приз самому агрессивному гонщику — от Antargaz, а также победителю этапа — от производителя шин Continental.
Расскажем о них подробнее.
Жёлтая майка
Именно такого цвета майка вручается лидеру генеральной квалификации «Тур де Франс». Обладатель этого приза после 21 этапа признаётся победителем велогонки. Именно благодаря «Большой петле» любители велоспорта получили возможность следить за лидером состязания в пелотоне. Очень часто этот цвет используется и в других стартах. Однако другие два великих Гранд-тура — «Джиро д’Италия» и «Вуэльта Испании» имеют собственные, традиционные цвета для лидеров общего зачёте: для итальянской велогонки это розовый, а для испанской — красный.
Жёлтая майка, захваченная даже на этап, возносит велогонщика на вершину успеха и газетных полос. Это, пожалуй, самая престижная награда, обладание которой, а уж тем более победа — выдающееся достижение и, конечно, попадание в историю мирового велоспорта.
Французский банк Crédit Lyonnais, коммерческий партнёр «Тур де Франса» с 1981 года, спонсирует данную классификацию с 1987 года.
Последние 4 года на «Тур де Франс» первенствовали британские гонщики: с 2015 по 2017 годы — Крис Фрум, который в этот раз не сможет принять участие в гонки ввиду серьёзной травмы, а в 2018 году победа досталась его товарищу по тогда Team Sky, а ныне — Team Ineos — Герайту Томасу. Том Дюмулен из Team Sunweb и Крис Фрум окружили валлийца на подиуме в Париже.
В этом году от британской команды претендовать на победу будут Герайнт Томас и Эган Берналь. Среди оружиносцев — Михал Квятковский, Джанни Москон, Ваут Пулс, Люк Роу, Дилан ван Барле и Джонатан Кастровьехо. Удастся ли вновь подопечным Дэйва Брейлсфорда выиграть — большой вопрос.
Зелёная майка
Зелёная майка вручается обладателю наибольшего количества очков, набранных на промежуточных финишах и финишах этапов. Это традиционно самый значимый приз для лучших спринтеров мира.
Правила начисления очков довольно просты: место в очковой классификации рассчитывается путём суммирования очков, набранных на этапах и вычитания штрафных очков. Если у двух или более велогонщиков одинаковое количество очков, место в классификации определяется по наибольшему числу побед на этапах, затем следует наибольшее количество побед на промежуточных финишах, за которыми следует более высокое место в генеральной классификации. Сошедшие с гонки велогонщики исключаются из зачёта.
В 2018 году эту майку выиграл (и носил долгое время по ходу гонки) трёхкратный чемпион мира по велоспорту Петер Саган, набравший в классификации 477 очков, что в полтора раза больше, чем у его основного преследователя — норвежца Александра Кристоффа.
Спонсором спринтерской классификации является компания Škoda.
Наибольшее количество побед — у легендарного немецкого гонщика Эрика Цабеля, выигрывавшего зелёную майку в 1996-2001 годы. Петер Саган также имеет шесть побед.
Гороховая майка
Это самая странная на вид майка — polka dot или в горошек. Её обладатель — лучший горный гонщик, набравший наибольшее количество очков именно на горных этапах. Ещё такого спортсмена называют «горным королём». И эта белая майка в красный горошек невероятно престижна, поскольку именно горные преграды порою рушили надежды одних и возносили в генеральной квалификации других.
Очки во время гонки начисляются первым гонщикам, пересекающим линию горного финиша. Все горные подъёмы разделены на пять категорий в зависимости от их сложности, протяжённости, градиента, места расположения (ближе к началу или концу) как на этапе так и самой гонке и имеют разное количество как начисляемых очков так и премируемых мест. Менее сложные подъёмы получают «4-ю категорию» сложности, а самые сложные — «высшую категорию».
Стоит сказать, что самым титулованным гонщиком в этой классификации является Ришар Виранк, становившийся «горным королём» семь раз. Впрочем, есть и уникальные достижения: в 1969 году Эдди Меркс выиграл не только гороховую, но и зелёную и жёлтую майки.
В прошлом году горным королём признан француз Жюлиан Алафилипп из Quick-Step Floors. В этом году подопечный Патрика Лефевера также будет бороться за гороховую майку.
Спонсором классификации является французская сеть кооперативов и гипермаркетов E.Leclerc.
Белая майка
На «Тур де Франс» борются не только прославленные, но и молодые велогонщики. Для них существует собственная классификация и майка – белая. Чтобы её получить необходимо быть младше 25 лет на 1 января года, в который проводится гонка.
В этой классификации очки не начисляются, но ведётся учёт положения гонщиков по времени — также, как и в генеральной квалификации, но только среди подходящих по возрасту гонщиков: чем меньше времени затрачено на прохождение этапа и гонки в целом — тем лучше. Обладание белой майки — залог успешной дальнейшей карьеры в профессиональном велоспорте. А потому и борьба здесь не шуточная.
В 2018 году обладателем белой майки по итогам супермногодневнки стал француз Пьер Латур из AG2R La Mondiale, опередивший Эгана Берналя на пять с половиной минут.
Приз победителю этапа
Победителя этапа частенько балуют самыми разным призами. В этом году производитель легендарных шин компания Continental стала одним из пяти основных спонсоров велогонки и взяла на себя обязанность дарить приятные эмоции велогонщикам: каждый день представитель компании будет вручать приз победителю этапа на подиуме.
Партнёрство с «Тур де Франс», начатое в 2018 году, продолжится по меньшей мере до 2022 года: Continental по-прежнему будет предлагать проверки давления в шинах. Впервые опасные повороты в ходе гонки будут сообщаться гонщикам и водителям с помощью специальных вывесок, выкрашенных в цвета марки Continental. Компания также будет содействовать безопасному разделению дорог между гонщиками и водителями, предлагая им соблюдать безопасное расстояние. Логотип Continental появится на арках над финишной чертой каждого этапа.
Отметим, на «Тур де Франс» шины Continental выбрали команды Team Bahrain-Merida, Groupama — FDJ, Movistar Team, Team Katusha — Alpecin, Team Ineos и Team Sunweb. Кроме того, водители официальных транспортных средств Tour de France смогут оценить характеристики новейших автомобильных шин Continental — PremiumContact 6, произведенных на заводе во Франции.
«После «младшего» партнера и официального шинного спонсора, сейчас очень приятно играть главную роль в самой важной велогонке в мире. Будучи партнером, мы можем повысить узнаваемость наших высокотехнологичных шин, которые обеспечивают не только безопасность дорожного движения, но и страсть к победе», — сказал глава шинного подразделения Continental Николай Зетцер.
Командная классификация
Формально победителем командной классификации «Тур де Франс» становится команда, три гонщика которой показали наилучшее время на каждом этапе. Отличить лидера классификации легко — по жёлтым номерам и жёлтому шлему.
Командная классификация разыгрывается с 1930 года. Место в классификации на текущий момент рассчитывается путём суммирования времени трёх лучших гонщиков команды на каждом этапе гонки без учёта временных бонусов и штрафов. Во время командной гонки учитывается время пятого члена команды или последнего если в команде осталось менее пяти гонщиков. Команда, в которой осталось менее трёх велогонщиков, удаляется из классификации. В конце гонки команда с наименьшей суммой времени объявляется победителем классификации.
Рекордсменами по победам среди сборных являются Бельгия и Франция. Среди спонсорских команд французская Mercier, а немецкая T-Mobile становилась лучшей три раза подряд.
При этом, хороший результат в этой классификации позволят претендовать команде на попадание на гонку в следующем году. Особенно это касается про-конти команд.
В 2018 году победа в командной классификации досталась испанской Movistar Team.
Спонсором командной классификации на «Тур де Франс» в 2019 году будет компания NamedSport.
Приз самому агрессивному гонщику
Этот приз вручается с 1952 года тому, кто больше других проявил командный дух, демонстрировал храбрость и мужество, а также вёл атакующую линию поведения в гонке. Такой велогонщик получает красный номер.
Определяют лучшего комбатанта члены жюри, в которое входят организаторы гонки, спортивные журналисты и бывшие велогонщики. Также учитывается мнение интернет-пользователей. Вначале члены после каждого этапа (за исключением индивидуальной и командной разделок) выбирают самого «агрессивного» гонщика этапа, который на следующем этапе едет с красным номером. А во время последнего этапа из всех предыдущих лауреатом и не выбывших из гонки выбирает победителя уже всей гонки в данной номинации.
В 2018 году приза удостоился Дэн Мартин из UAE-Team Emirates. Рекордсменом данной номинации является бельгиец Эдди Меркс, выигравший этот приз четыре раза. Спонсором этой номинации с 2014 года является компания Antargaz.