«Париж — Рубе» — ужасная гонка, но самая красивая для победы: это слова Шона Келли, победителя французской монументальной классики, выигранной им в 1984 и 1986 годах. Для любителей велоспорта «Северный Ад», как ещё называют «Париж — Рубе», всегда являет собой усладу для глаз. А если будет дождь — то эмоции усиливаются по меньшей мере вдвое! Гонка — абсолютная изюминка весеннего календаря в профессиональном велоспорте. В 2023 году «Париж — Рубе» проедет по сумасшедшим дорогам и паве в 120-й раз в истории. Претендентов — как всегда — множество.
Велогонка любима публикой, но вот самих велогонщиков она немного пугает. «Париж — Рубе» начинается как вечеринка, а заканчивается как страшный сон», — метко однажды заметил журналист Ги Лагорс. И, действительно, «Северный Ад» нельзя сравнить ни с одной другой велогонкой в мире. Это невероятный драйв, абсолютная боль, грязь, и, конечно, сектора с брусчаткой — их называют «паве». Они отличаются друг от друга протяжённостью и что называется качеством самих камней: самые простые сектора имеют ровную и близко уложенную друг к другу брусчатку, а вот самые сложные (их отмечают количеством звёзд, где пять — самый сложный паве) — это камни неправильной формы, разной высоты и на разном расстоянии друг от друга.
Как правило именно на паве и случаются самые серьёзные завалы и отдельные падения. Но это также шанс исправить положение в гонке — вырваться вперёд или нагнать соперника.
История «Париж — Рубе»
Получившая статус монументальной велогонка была основана в 1896 году Теодором или просто Тео Вьеном и Морисом Пересом. Двумя производителями текстиля, которых так впечатлила велогонка «Бордо — Париж» (впервые проведённая в 1891 году компанией Le Véloce-Sport, протяжённостью более 600 километров), что они захотели организовать свою собственную гонку. Только она должна была быть чуть менее протяжённой и финишировать на велодорожке, которую они построили годом ранее в Рубе. Остановились на 280 километрах.
Вьенн и Перес понимали, что просто собрать гонщиков и отправить их в путь — мало. Нужны журналисты, которые бы эту велогонку освещали. А потому и представили план своего мероприятия крупной французской газете Le Vélo. Редактор издания Виктор Брейер решил на собственном велосипеде проехать по предложенному маршруту, но погодные условия в тот день были очень плохими, а потому Брейер добрался до Рубе совершенно измученным и грязным с ног до головы. Сначала журналист решил, что устраивать гонку по предложенному маршруту слишком опасно, но в конце концов передумал.
В 1896 году гонщики впервые отправились по маршруту Париж — Рубе. Победа досталась немцу Йозефу Фишеру — одному из немногих, кто вообще зарегистрировался и вышел на старт. Лишь четыре человека финишировали в течение часа после него. Тогда Фишеру был 31 год, и он был в самом расцвете сил. Как и его соперники — датчанин Чарльз Мейер (выиграл «Бордо — Париж» длиной в 560 км в 1895 году) и француз Морис Гарен. Это позже Гарен станет первым победителем «Тур де Франс». Знаменитый Гранд-тур стартует после «Париж — Рубе» спустя 7 лет! Но прежде Гарен дважды выиграет «Париж — Рубе» — в 1897 и 1898 годах.
Несмотря на то, что гонка формально французская, но больше всего побед в ней одержали бельгийские велогонщики, поднимавшиеся на подиум без малого 60 раз. Французы выигрывали 28 раз, итальянские велогонщики — 14, голландцы — 7, швейцарцы — 4 победы. И немцы, да, имеют на своём счету 2 победы. А что же российские и советские гонщики? Лишь Вячеслав Екимов в 2003 году сумел подняться на подиум «Париж — Рубе», проиграв легендарному Петеру ван Петегему и Дарио Пьери.
119-е издание — 2022 год
Победителем 119-го издания велогонки, состоявшейся в 2022 году, стал Дилан ван Барле, тогда выступавший за INEOS Grenadiers. Он обыграл одного из фаворитов дистанции Ваута ван Арта. В этом году — 2023 — оба гонщика выступают за одну команду (Jumbo-Visma) и уже будут помогать друг другу.
«Северный Ад» покорился ван Барле после того, как ему удалось уехать из лидирующей четвёрки в Камфэн-ан-Певеле. Ваут ван Арт довёл до финиша группу преследователей, опередив в спринте Стефана Кюнга и Тома Девриндта. Матей Мохорич финишировал пятым. Ждать следующих гонщиков на велодроме пришлось ещё 40 секунд: Адриен Пети, Йеспер Стёйвен, Лоран Пишон, Матье ван дер Пул и Ив Лампарт дополнили первую десятку гонщиков.
Мы подробно рассказывали о том, как прошла «Париж — Рубе — 2022».
120-е издание — 2023 год
По сравнению с предыдущими годами маршрут «Париж — Рубе» преподносит мало сюрпризов. И все же есть небольшие изменения. В этом году снова ждут 30 паве, но следовать они будут чуть в другом порядке. Новый сектор с булыжниками — участок в сторону Хаспреса. С другой стороны, паве в Сен-Мартен-сюр-Экайон-а-Осси и в Солзуар-а-Вершен-Могре проходят капитальный ремонт и недоступны в этом году.
Но всё это будет примерно через 120 километров дистанции. Весь финал к старинному велодрому в Рубе остался без изменений. Старт дадут в Компьене, пропитанном военной историей городе, — это уже традиция. Тут пелотон начнёт своё незабываемое путешествие в 256,6 километра.
Первые 100 километров проходят по асфальтовым дорогам, а потому не представляют серьёзной проблемы. Первая брусчатка появится после 96-го километра. Это трёхзвёздочная паве от Труавиля до Инши. Традиционно сектора с брусчаткой пронумерованы от большего к меньшему. То есть самый первый для пелотона паве будет иметь номер 30, а далее — 29, 28, 27 и т. п.
Один из самых культовых участков гонки называется Trouée d’Arenberg: 2,3 километра, которым присвоена наивысшая сложность (пять звёзд), и он открывает финал гонки за чуть более чем 95 километров до финиша. Затем гонщиков ждут ещё 19 участков с брусчаткой, два из которых имеют пять звёзд. Один из них находится в 50 километрах от финиша близ Монс-ан-Певеля. Ещё один участок — Карфур-де-л’Арбр, расположен примерно в 17 километрах до велодрома в Рубе. Эти паве станут одними из ключевых во всей гонке.
Как только гонщики проедут Карфур-де-л’Арбр, то можно считать, что самая сложная часть гонки позади. Но всё же надо будет проехать ещё три сектора с брусчаткой в две, три и одну звезду сложности. Но они коротки и в целом легко проходимы.
Добравшись до полотна велодрома гонщикам необходимо проехать полтора круга, услышать звонок колокола и устремиться из всех оставшихся сил к финишной черте. С тем, чтобы затем упасть без сил на траву и принимать поздравления. А в конечном итоге — поднять над головой один из тех десятков тысяч булыжников, что когда-то лежал на одной из дорог, по которой промчался пелотон.
Все паве гонки:
30. Труавиль — Инши (за 160,3 км до финиша — здесь и далее) 2200 метров (протяжённость участка — здесь и далее) — *** (сложность участка — здесь и далее)
29. Вьели — Кьеви (153,8 км) 1800 метров — ***
28. Кьеви — Сен-Питон (151,2 км) 3700 метров — ****
27. Сен-Питон (146,5 км) 1500 метров — **
26. Сен-Мартен-сюр-Экайон — Вертэн (139,4 км) 2300 метров — ***
25. Вершен — Могре-а-Керенэн (129,4 км) 1600 метров — ***
24. Керенэн — Мен (126,7 км) 2500 метров — ***
23. Мен — Моншо-сюр-Экайон (123,6 км) 1300 метров — **
22. Хаспре — Тиан (117 км) 1700 метров — **
21. Авелюи — Валлер (103,5 км) 2500 метров — ****
20. Trouée d’Arenberg (95,3 км) 2300 метров — *****
19. Валлер — Элем (89,2 км) 1600 метров — ***
18. Хорнинг — Вандиньи-Амаж (82,5 км) 3700 метров — ****
17. Варлэн — Бриллон (75 км) 2400 метров — ***
16. Тиллуа — Сар-Э-Розьер (71,5 км) 2400 метров — ****
15. Бёври — Орши (65,2 км) 1400 метров — ***
14. Орши (60,1 км) 1700 метров — ***
13. Оши-Ле-Мин — Берзе (54 км) 2700 метров — ****
12. Монс-ан-Певель (48,6 км) 3000 метров — *****
11. Мериньи — Авелин (42,6 км) 700 метров — **
10. Ле Пон Тибо — Енвелен (39,2 км) 1400 метров — ***
9. Темплюв (Л’Эпинет) (33,8 км) 200 метров — *
8. Темплюв (Мулин-де-Вертан) (33,3 км) 500 метров — **
7. Сизуэн — Бургель (26,8 км) 1300 метров — ***
6. Бургель — Ванэн (24,3 км) 1100 метров — ***
5. Камфин-ан-Певель (19,9 км) 1800 метров — ****
4. Карфур-де-л’Арбр (17,2 км) 2100 метров — *****
3. Грузон (14,9 км) 1100 метров — **
2. Виллем — Ам (8,2 км) 1400 метров — ***
1. Рубе (Espace Charles Crupelandt) (за 1,4 км до финиша) 300 метров — *
Фавориты
Как и на «Туре Фландрии», так и на «Париж — Рубе» называют три главных фаворита. Из «Большой тройки» будут только Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт, а вот третий участник этого «коллектива» Тадей Погачар признался, что к «Рубе» ему нужно набрать несколько килограммов, но он всё же хотел бы когда-нибудь выиграть эту монументальную классику. Но всё же, третий фаворит тоже есть — Филиппо Ганна. Итальянец из INEOS Grenadiers уже доказал в этом сезоне, что очень хорошо физически готов.
И всё же, конечно, наибольшее внимание будет приковано к Матье ван дер Пулу и Вауту ван Арту. Бельгиец в этом году выиграл E3 Saxo Classic, а летучий голландец — «Милан — Сан-Ремо». И оба проиграли Погачару «Тур Фландрии», так что стимулов бороться за победу на «Париж — Рубе» что у одного, что у другого — огромное множество.
И надо отдать должное команде Jumbo-Visma, которая поедет монументальную велогонку сильнейшим составом: помогать ван арту будут победитель прошлого года Дилан ван Барле, Тимо Роозен, Натан Ван Хойдонк, Кристоф Лапорт, Тим ван Дейк и Эдоардо Аффини.
Поддерживать Матье будут Йонас Райкарт, Кэден Гровс, Михаэль Гогль, Йеспер Филипсен, Сильван Дилье и Джанни Вермеерш.
Что касается Филиппо Ганны, то INEOS Grenadiers отрядила на помощь итальянцу Джошуа Тарлинга, Кэмерона Вурфа, Кима Хайдука, Коннора Свифта, Магнуса Шеффилда и Люка Роу.
Нельзя забывать и о других теневых фаворитах: гонка сложна, но у многих команд имеются высококлассные терпеливые гонщики. К примеру, у Trek — Segafredo это Мадс Педерсен, а у Soudal — Quick Step (у бельгийской велокоманды не заладились весенние велогонки, так что победа на «Париж — Рубе» безусловно окупила бы все эти проблемы) — Каспер Асгрин и Ив Лампарт. Оба — довольно опытные велосипедисты, способные на многое. А если пойдут в сторону скоростного финала, то и тут у команды есть возможности благодаря штатному спринтеру Тиму Мерлиру.
Стоит отметить, команда Astana Qazaqstan, также как и на «Тур Фландрии», отправляет в «Париж — Рубе» российского велогонщика Глеба Сырицу. Он, очевидно, будет работать на Джанни Москона и Евгения Фёдорова.
«Ваут не является главным фаворитом. Есть ещё несколько претендентов на победу. В этой гонке победа всегда идёт вкупе с удачей. Тем не менее, это громкие имена, которых все ожидают. В первую очередь — Филиппо Ганна. На ум сразу же приходят [Стефан] Кюнг, [Мадс] Педерсен, [Каспер] Асгрин и [Ив] Лампарт. Но выиграть гонку может гораздо больше гонщиков», — отметил Матье ван дер Пул, добавив, что абсолютно готов к гонке.
«Я не очень хорошо себя чувствую: у меня проблемы с коленом и рёбрами. Я упал сильнее, чем думал сначала. Кроме того, это была очень сложная гонка, и я думаю, что мне нужно время, чтобы подготовиться к воскресенью. Надеюсь, что смогу побороться. Я мало участвовал в гонках, но потратил много энергии. Я готов к перерыву этим летом», — сказал Ваут ван Арт.
«Я мечтаю поднять этот булыжник своими руками. Я готов к этому. Я не понимаю людей, говорящих, что Рубе — фантастическая гонка. Так нельзя говорить. Это весело для людей, стоящих рядом или смотрящих её по телевизору, но никто из самих гонщиков не скажет, что это отличная гонка. Ты должен быть немного сумасшедшим, чтобы такое сказать. Это так больно и тяжело для тела, но, как ни странно, каждый гонщик мечтает прокатить «Париж — Рубе». Это личная мотивация для каждого написать свою собственную историю. Если вы не разобьётесь, то довольно легко выйти в лидеры гонки. Рубе — это как приставить пистолет к голове, как в русской рулетке. Каждый раз, когда вы нажимаете на спусковой крючок, вы надеетесь, что пуля не вылетит. У меня, конечно, нет хрустального шара, и я не знаю, как всё пойдёт, но буду бороться за каждый метр, надеясь на победу», — признался Филиппо Ганна.