La Maglia Rosa или розовая майка. Мягкий цвет, но жёсткая битва за победу в одной из трёх крупнейших велогонок мира: «Джиро д’Италия» в этом году стартует в 106-й раз в истории, а спустя три недели лучший велогонщик мира поднимется на подиум в Риме. У кого-то сбудется мечта. Он будет в розовой майке лидера. Его команда и сотни тысяч фанатов велоспорта будут рукоплескать этому спортсмену.
Но кто же это может быть? Фаворитов несколько, но особо выделяют двух — молодого и чрезвычайно амбициозного Ремко Эвенпула и Приможа Роглича, который старше на 10 лет, но находится в самом расцвете сил. Кроме того, в этом году словенец из Jumbo-Visma уже побеждал бельгийца из Soudal — Quick Step — это произошло на «Вуэльте Каталонии». Но и Ремко очень силён — совсем недавно он выиграл один из монументов велоспорта — «Льеж — Бастонь — Льеж».
К «Джиро» Эвенпул готовился очень усердно, и этот Гранд-тур должен стать для него во многом решающим — ведь если он выиграет розовую майку в этом году, то на его счету будет две из трёх больших гонок мира. В прошлом году он блистал на «Вуэльте Испании» и на чемпионате мира по велоспорту, так что желание заполучить в эту коллекцию ещё одну майку у него достаточно велико.
Вернёмся ненадолго в 1909 год. На самой первой «Джиро д’Италии», которую выиграл Луиджи Ганна, лидер гонки не носил розовую майку. Она появилась только в начале 30-х. Да и то после того, как на «Тур де Франс» появилась жёлтая майка. Эта идея так понравилась организаторам из Италии, что они тоже решили окрасить майку лидера общего зачёта в яркий цвет. А поскольку организатором «Джиро» была газета La Gazzetta dello Sport, печатавшаяся на розовой бумаге, то выбрали именно этот цвет.
Так и появилась La Maglia Rosa. А первым её обладателем, но не победителем гонки в тот год (1931), станет легендарный итальянский велогонщик Леарко Гуэрра. Через два дня после того, как розовая майка оказалась на плечах Гуэрры, он её потерял — её отобрал не менее легендарный Альфредо Бинда. Правда, и он не сумел довезти La Maglia Rosa до Милана. Это в итоге сделал Франческо Камюссо. Несколько забытый итальянец после трёх недель страданий оказался лучшим в генеральной классификации и выиграл «Джиро» 1931 года.
Розовая майка впоследствии стала нарицательной в велоспорте. И, конечно, очень желанным трофеем для величайших велосипедистов мира. Фаусто Коппи, Джино Бартали, Жак Анкетиль, Эдди Меркс, Барнар Ино, Мигель Индурайн, Марко Пантани, Альберто Контадор и Винченцо Нибали — все они выходили на подиум в розовом. В прошлом году Матье ван дер Пул выиграл первый этап «Джиро» и присоединился к этому списку именитых спортсменов. Матье стал лишь 10-м голландским велогонщиком в столетней истории «Джиро», кому посчастливилось носить La Maglia Rosa.
Коротко о 106-й Джиро д’Италия:
— 21 этап
— 3470,2 км
— Старт в Фоссачезия Марина
— Финиш в Риме
— Выходные дни в понедельник 15 и понедельник 22 мая
— 3 гонки с раздельным стартом
— 73,2 километра в гонках с раздельным стартом
— 7 финишей в гору
— 7 этапов протяженностью более 200 километров
— 10 этапов от 150 до 200 километров
— 9 восхождений четвёртой категории
— 8 восхождений третьей категории
— 16 восхождений второй категории
— 14 восхождений первой категории
— 1 Чима Коппи (Коль-дю-Гран-Сен-Бернар)
Компания RCS Sport, занимающаяся организацией «Джиро д’Италии», традиционно решила дать старт трёхнедельному путешествию гонкой с раздельным стартом. Сегодня, 6 мая, гонщики проедут 19,6 километра по курортному району Фоссачезия-Марина. Гладкая часть дистанции на последних трёх километрах пойдёт в горку, и плюс — несколько сложных поворотов. Претендентов на победу будет несколько. Не считая двух главных — Ремко Эвенпула и Приможа Роглича, которые всегда сильны в разделках, — это будет и Филиппо Ганна: итальянец из INEOS Grenadiers хотел бы порадовать многочисленную публику и надеть розовую майку.
Впрочем, большинство экспертов сходятся во мнении, что несмотря на возможности Филиппо, претендовать на победу ему будет всё же сложно. В первую очередь из-за Ремко — гонщик Soudal — Quick Step обладает непревзойдёнными силовыми качествами и терпением. Примож Роглич также хорош — в конце концов он олимпийский чемпион 2021 года в этой дисциплине. Так что недооценивать его не стоит.
В этом году «Джиро» должна стать эпическим противостоянием двух лучших велогонщиков мира (не считая ещё пары-тройки, которых мы увидим только на «Тур де Франс»). Дуэль Ремко и Приможа это не только их личное противостояние. Это и то, насколько их команды будут хороши на протяжении всех трёх недель — 21 этапа.
В последний год Эвенпул серьёзно прибавил и теперь сбросить его в горах не просто нелегко, а почти невыполнимая задача для большинства соперников. Он много недель тренировался на Тенерифе, и особенно сосредоточенно в горах. Плюс — большой километраж всех гонок с раздельным стартом на этом «Джиро» — более 70 километров. И тут действующий чемпион мира по велоспорту способен как увеличить своё преимущество над Рогличем, так и нивелировать отставание от капитана Jumbo-Visma, если ситуация будет развиваться не в его пользу.
Да и события 5 мая пошли не на пользу Роглича — один из самых опытных гонщиков Jumbo-Visma Ян Тратник во время тренировочного заезда упал и повредил колено, так что его пришлось экстренно менять на Томаса Глоага. Тратник всегда хорошо смотрелся в горах, и для Приможа потеря такого ценного бойца является серьёзной проблемой.
Но кто же ещё может соперничать с этим супер-дуэтом? Таких, пожалуй, всего пара-тройка человек. Жоау Алмейда из UAE Emirates — один из них. Португалец, несмотря на молодой возраст, является очень упорным и сильным велосипедистом, способным терпеть и ещё раз терпеть боль и изнеможение в горах. Он невероятно физически силён, хотя внешне и не выглядит так. При должной поддержке команды 24-летний Жоау способен словно птица Феникс возрождаться к концу сложнейших этапов и бороться за победы с самыми сильными соперниками. Пожалуй, в первую неделю его почти и видно не будет, но не стоит списывать его со счетов — Алмейда будет экономить силы для решающей второй половины «Джиро».
Российский гонщик Александр Власов является одним из двух лидеров команды Bora — Hansgrohe. Второй — Леннард Кемна. Оба неоднократно и очень убедительно доказывали, что способны побеждать при самых сложных обстоятельствах. Конечно, бороться за подиум в течение 21 этапа будет невероятно сложно с физической точки зрения. Именно поэтому Bora — Hansgrohe сделала ставку сразу на двух гонщиков — в зависимости от того, кто будет лучше смотреться, тому и помогать больше будут.
Как бы ни хотелось выделить других претендентов, но все они явно классом вышеперечисленных. Это не означает, что они мене сильны. Нет. Победить может каждый. А «Джиро», как два других Гранд-тура, всегда славна тем, что шанс есть у каждого. Победы на этапах — также большое достижение для любого гонщика.