1. Самая первая «Джиро д’Италия» прошла в 1909 году и состояла всего из 8 этапов. Но этапы были очень протяжёнными. Самый первый из них пролегал из Милана в Болонью — 397 километров! Стартовый выстрел прозвучал в 2:53 ночи/утра!
Победителем гонки становился тот, кто набрал наибольшее количество очков, и таковым стал Луиджи Ганна с 25 очками. Лишь в 1914 году гонщики начали бороться не за очки, а за время.
2. Розовый цвет — инициатива спортивной газеты La Gazzetta dello Sport с целью привлечения читателей. Газета печатается на розовой бумаге до сих пор пор, поэтому лидер генеральной классификации и победитель гонки получали майку того же цвета.
3. Дьявол в платье! Да, именно так называли Альфонсину Страде — единственную женщину, участвовавшую в одной из трёх основных многодневных велогонок мира. Она стартовала на «Джиро д’Италии» в 1924 году, когда организаторы сразу и не поняли, что она — не мужчина. Газеты назвали её «Дьяволом в платье».
На третьем этапе она не уложилась в отведённый лимит времени из-за падения по ходу гонки. Однако Страда не собиралась сдаваться и продолжила кататься вне соревнований. Она пользовалась огромной популярностью у публики, что принесло ей больше, чем победителю — Джузеппе Энричи. Кстати, в 1924 году гонка состояла из 12 этапов.
4. 1912 год. В этом году не было индивидуального победителя, поскольку это был единственный год, когда соревновались команды. Карло Галетти, Джованни Микелетто и Эберардо Павези сделали так, что Atala — Dunlop одержала победу в гонке.
5. Джино Бартали и Фаусто Коппи (на фото Джино слева, а Фаусто — справа). В эпоху правления Фаусто Коппи и Джино Бартали можно было болеть только за кого-то одного. Сейчас, к примеру, можно легко болеть за Матье ван дер Пула и Приможа Роглича, а вот в те времена — были только два лагеря. Этот дуэт итальянцев был столь популярным, что фанаты велоспорты действительно болели либо за одного, либо за другого. К тому же они были практически полными противоположностями друг друга.
Бартали был родом из деревни, а потому имел достаточно крепкое телосложение. Любил выпить бокал вина с пастой. Коппи же был символом современного велосипедиста, придерживающегося строгой диеты и графика тренировок.
Их взаимное соперничество — одно из самых легендарных в истории велоспорта. Дошло до того, что они считали победу друг друга более важной, чем то, что-то выиграет у них. Коппи был твёрдо убежден, что Бартали употреблял допинг, а потому пытался всяческим образом, чтобы доказать это, и даже забронировал номер в отеле как можно ближе к сопернику, чтобы перед матчем обыскать его ночлег.
Их соперничество достигло точки кипения на чемпионате мира 1948 года. Поскольку Фаусто и Джино были настолько сосредоточены на борьбе друг с другом, что оба сошли с гонки. Итальянская федерация велоспорта отстранила их после этого на три месяца от соревнований.