Тренер Сеппа Кусса, проехавшего три Гранд-тура и выигравший один из них — «Вуэльту Испании» — Матье Хейбур рассказал Velo, как базовые инструменты сравнительного анализа и философия «счастливый гонщик — здоровый гонщик» помогли 28-летнему уроженцу Колорадо провести беспрецедентный велосипедный сезон.
Сепп помог Приможу Рогличу на «Джиро д’Италии», а Йонасу Вингегору — на «Тур де Франс». После этого стало известно, что Кусс поедет и «Вуэльту Испании», помогая своим капитанам. Однако гонка повернулась так, что красная майка оказалась на плечах американца, после чего Jumbo-Visma решила, что выиграть третий Гранд-тур можно и третьим гонщиком.
Матье Хейбур отвечает в Jumbo-Visma за производительность и является ведущим тренером Сеппа Кусса. 41-летний профессионал уже довольно давно в команде, и поэтому хорошо представляет, что три Гранд-тура за сезон — большой стресс для физиологии и психики гонщика, чтобы был какой-то явный успех. Но иногда, говорит тренер, нужно попробовать и посмотреть, что получится.
«Я хотел подождать с выводами. Если бы мы могли подойти к тренировкам Сеппа так, чтобы он чувствовал себя хорошо и отдохнувшим после каждой гонки, и иметь при этом надлежащую систему для проверки его восстановления, то почему мы должны перед «Джиро» в мае решать, что он не сможет участвовать в «Вуэльте» в августе?» — задаётся вопросом Хейбур.
Кусс и Хейбур были вынуждены рискнуть этой весной, когда горняк Jumbo-Visma Вилко Келдерман был вынужден отказаться от участия в «Джиро д’Италии». По словам тренера, кандидатура Сеппа была первой: «Но, учитывая его график, мы знали, что нужен нам для реализации наших амбиций на «Тур де Франс», и он хотел участвовать в «Вуэльте», поскольку это его любимая гонка. Мы знали, что это риск. Поэтому мы договорились с Сеппом оставить его в составе на «Вуэльту», но будем следить за его усталостью и самочувствием на «Джиро» и «Туре», прежде чем принимать окончательное решение».
И оказалось, что Кусс провёл великолепно оба Гранд-тура. Встал вопрос о «Вуэльте Испании». Команда сочла, что он готов. Главное, за чем они следили на «Тур де Франс» — это физическим состоянием на третьей неделе гонки. «Мы следили за его уровнем производительности в ходе гонки, а затем на тренировках. Мы проверяли, может ли он достичь всех своих привычных уровней интенсивности. Мы хотели сохранить этот простой подход к оценке его состояния», — рассказывает тренер из Jumbo-Visma.
В частности, рассматривались данные о мощности и сердечном ритме на последних неделях «Джиро» и «Тура», а также ключевых этапах обеих гонок. Если бы будущий обладатель красной майки «Вуэльты» не набирал привычных цифры по мощности в пределах своих физиологических рамок, он не получил бы зелёный свет для участия в испанской многодневке. А Кусс набирал!
«Никогда не было никаких признаков того, что Сепп слишком утомлён или тратит свои резервы. Было даже похоже, что к концу «Тура» ему стало лучше», — говорит Матье Хейбур.
По его словам, перетренированность и недостаточное восстановление могут проявляться как умственно, так и физически. Субъективная обратная связь была для Хейбура столь же важна, как и строгая наука о количестве ударов сердца в минуту или ваттах на килограмм.
«Он продолжал говорить, что чувствует себя хорошо и свежо», — говорит Хейбур, продолжая: «И что хорошо в Сеппе, так это то, что мы можем доверять его чувствам. У него такой большой опыт в Гранд-турах, что он может отличить чрезмерную усталость от обычной усталости за три недели гонок».
Три Гранд-тура — это нечто большее, чем просто девять недель гонок. Это ежедневная потребность, охватывающая практически половину велосипедного календарного года. Добавьте сюда бесконечные переезды и напряжение — и это будет ещё одним фактором давления на спортсмена.
«Чтобы Сепп смог принять участие во всех трёх Гранд-турах, мы должны были убедиться, что он расслаблен и счастлив между каждым из них. Нам нужно было, чтобы он на 100 процентов находился в своей зоне комфорта, чтобы показывать свои лучшие результаты», — рассказывает тренер.
И если Примож Роглич, Йонас Вингегор, Ремко Эвенпул и Тадей Погачар готовились к Гранд-турам в высотных лагерях в Тине или Сьерра-Неваде, Сепп Кусс восстанавливался дома. Конечно, он в какой-то момент присоединился к товарищам по команде перед «Джиро», но большую часть он находился вместе с женой в доме в Андорре.
«Мы обсуждали с Сеппом, как подойти к этим периодам восстановления и отдыха, чтобы увидеть, как он будет наиболее счастлив. Он говорил, что подниматься на высоту — это слишком большой стресс, поэтому всё время оставался дома перед «Туром» и «Вуэльтой». Там он чувствовал себя лучше всего. Мы думаем, что это важно для производительности», — рассуждает Хейбур.
Разумеется, Сепп не просто сидел на диване — он тренировался. Strava показывает, что Кусс записывал в среднем более 25 часов тренировок в неделю, сопоставимых с теми, которые Дилан ван Барле, Ваут Ван Арт и Роберт Гесинк провели во время своих изолированных горных сборов.
«Вуэльта — одна из любимых гонок Сеппа, поэтому ему не составило труда набраться мотивации и подготовиться к ней. А особенность Сеппа в целом в том, что он просто любит кататься на велосипеде. Для него тренировки не являются чем-то трудным», — говорит тренер Jumbo-Visma.
По его словам, шестинедельный путь Кусса между «Джиро» и «Тур де Франс» имел один шаблон, как и его пятинедельный путь между «Туром» и «Вуэльтой». В первую неделю тяжёлого восстановления Кусс проводил на велосипеде всего 90 минут в день, а на второй неделе начинались контрольные тренировки и легкая аэробная нагрузка. К третьей и четвёртой неделе Кусс тренировался более 25 часов в неделю — больше трёх с половиной часов в день.
Около 750 километров пробега по 18-километровому склону в неделю поддерживали работу мощного двигателя Кусса.
«Одна из ключевых вещей, которые мы довольно рано поняли с Сеппом, — это то, что ему нужно много тренироваться», — говорит Хейбур, который работал с Куссом с тех пор, как он пришёл в Jumbo-Visma из Rally Cycling в 2018 году: «Чтобы он был готов к своей роли в команде, мы обнаружили, что он лучше всего реагирует на большой объём работы, а также на довольно большую интенсивность тренировок».
Несмотря на то, что Кусс в этом сезоне участвовал в гонках как минимум на 10 дней больше, чем большинство его товарищей по команде Jumbo-Visma, с каждым месяцем он становился только лучше — об этом говорят его контрольные тренировки и уникальная физиология американского велосипедиста.