Новости велоспорта можно читать в Telegram. Подпишись!

Интервью с Петром Рикуновым: «В этом году я провёл работу над ошибками» — 1-я часть

Пётр Рикунов

В этом году Петру Рикунову сопутствовала удача: во-первых, он стал чемпионом России по велоспорту в гонке с раздельным стартом, а во-вторых, выиграл веломногодневку «Пять колец Москвы». Словом, июнь был для 26-летнего велогонщика весьма продуктивным. Пожалуй, настало время поближе познакомиться с профессионалом, за плечами которого национальные майки в группе и в «разделке» среди молодёжи в 2017 году, победа в индивидуальной гонке на Спартакиаде сильнейших в 2023, а также выступления за «Газпром-Русвело».

Путь к победам у Петра был не самым простым. В интервью для MTBMoscow и «Велодейли.ру» Пётр рассказал о впечатлениях этого года, своих велосипедах, «Пяти кольцах Москвы», грусти о судьбе трассы в Крылатском, успехе любительского велоспорта, мечте выиграть Олимпиаду и планах продолжить сезон в Азии. Но обо всём по порядку.

Разговор получился весьма обстоятельным, а потому изложить всё в рамках одной публикации было бы неверно сегодня мы публикуем первую часть интервью с Петром Рикуновым.

Победный для Петра Рикунова подиум Чемпионата России 2023 года в индивидуальной гонке с раздельным стартом, 2-й — Лев Гонов, 3-й — Дмитрий Розанов.
Победный для Петра Рикунова подиум Чемпионата России 2023 года в индивидуальной гонке с раздельным стартом, 2-й Лев Гонов, 3-й Дмитрий Розанов.

— Привет, Пётр. Поздравляем с победой на чемпионате России! Федерация велосипедного спорта России (ФВСР) в этом году развела групповую гонку и «разделку» по разным трассам. Группа поехала по трассе в Крылатском, а вот гонку с раздельным стартом организовали в дальнем Подмосковье — в Лотошино. С кем соперничал?

— На индивидуальной гонке я понимал, что самый главный конкурент Лёва (Лев Гонов – прим. ред.). Ожидал, что посильнее проедут Виктор Монаков и Влад Дуюнов ребята, которые стабильно показывают высокий уровень на индивидуальных гонках. Ну и всегда сильными соперниками воспринимаем гонщиков из Санкт-Петербурга — тот же Иван Смирнов, который может очень уверенно проехать и индивидуально тоже. Но в качестве основного соперника я рассматривал Лёву, с которым мы могли показать более-менее одинаковый результат на финише.

Первый участок начал более спокойно и услышал на развороте, что проигрываю уже 18 секунд, сильно прибавив по мощности в обратную сторону был встречный и боковой ветер. Когда финишировал, то не знал о том, что у Лёвы случился инцидент с выехавшей на трассу перед финишным участком машиной (Нерадивый водитель «очень спешил» и самовольно прорвался на трассу, где ехали гонщики прим. ред.). Понятно, он там потерял время, но даже если бы этого не произошло, без этого инцидента, я ехал всё равно по его времени. А на последних 7-8 километрах уже выигрывал у него.

Финиш Чемпиона России 2023 года в индивидуальной гонке с раздельным стартом
Финиш Чемпиона России 2023 года в индивидуальной гонке с раздельным стартом

— Тебя вели по гонке из автомобиля сопровождения, сообщали время прохождения на отсечках?

— Мы ехали по отсечкам с нашим тренером Виктором Михайловичем Силиным. Виктор Михайлович — тренер-математик. Мы с ним идеально понимаем друг друга: Виктор Михайлович всегда считает время по своим отсечкам по трассе по отношению к основным соперникам, а я еду по своим цифрам мощности и уже отталкиваясь от времени соперников, где нужно добавлять.

— Ты же мог ориентироваться на результаты соперников, ведь все сильнейшие финишировали перед тобой…

— Виктор Михайлович очень чётко меня вёл, и уже километров за 7 понимал, что еду на победу и всё было под контролем.

— У тебя изначально была ставка только на «разделку» или так получилось, что выиграл её и на групповой гонке уже можно было расслабиться?

— Я же ранее не выигрывал чемпионат России в разделке…

— В прошлом году был с серебром!

— Да, в прошлом году я проехал разделку в Саранске не совсем грамотно и много проиграл: уже на самом финише меня догнал выигравший в прошлом году Саня Евтушенко (Александр Евтушенко прим. ред.). В этом году я провёл работу над ошибками и ехал по своим цифрам. Всё получилось! Выиграл! Как и хотел — стал чемпионом России в этой олимпийской дисциплине.

А на групповой гонке (она была в Крылатском через день прим. ред.) мы понимали, что всё внимание пелотона будет приковано ко мне — как у нас обычно и бывает, когда едет победитель «разделки». Мы решили сделать то же самое, что нам удалось сделать в прошлом году на Спартакиаде: использовали повышенное внимание гонщиков из Санкт-Петербурга ко мне, чтобы в отрыв смог уехать Андрей [Степанов]. Так и получилось: у нас сначала уехал в отрыв Александр Березняк, а потом вторым отрывом уехал Андрей Степанов с Евгением Соболем, а основные соперники — тот же Женя Тихонин, тот же Санкт-Петербург с очень сильным составом, — остались со мной в пелотоне. И я контролировал в группе, чтобы они не могли уехать до последних двух кругов. И уже понимая, что отрыв достаточно велик, около трёх с половиной минут, и к Андрею уже никто не переложится…

— Мог уже спокойно сходить с гонки?

— Бороться за 10-е место не было смысла, да. Я понимал, что Андрей выиграет. Даже если бы его напарник по отрыву белорус Евгений Соболь ехал бы на зачёт (белорусские велогонщики участвовали в чемпионате России вне основного зачета прим. ред.), то на финише Андрей Степанов всё равно бы оказался сильнее.

— Словом, хитрость удалась…

— Ну мы тактически разыграли: использовали тактику, которая принесла результат (победителем чемпионата России в групповой гонке стал Андрей Степанов, также как и Пётр, представлявший Тюменскую область прим. ред.).

— В этом году в «разделке» не участвовали победители прошлых лет Александр Власов и Александр Евтушенко… Не вышло ещё несколько сильных гонщиков. Для тебя лично победа была бы более слаще, если бы удалось посостязаться с ними?

— Конечно, было бы интересно сравнить свои цифры с Алесандром Власовым, который выступает в команде про-тура. С тем же Артёмом Нычем, который сейчас гоняется в Португалии. С Александром Евтушенко, если бы он гонялся, конкуренция была бы выше. В хорошей конкуренции ты сам растёшь намного лучше. В этом году хорошую конкуренцию в разделке создал Лёва [Гонов], да и создают её другие ребята. Но если бы я обыграл ещё и тех, которые сейчас гоняются только зарубежом, было бы, безусловно, приятнее.

— На чём ты сейчас гоняешь? Расскажи про свои велосипеды.

— Велосипед в нашем виде спорта очень важен. Сейчас я выкручиваю уже совсем другие цифры. Техника очень многое даёт. В прошлом году пересел на новый велосипед. Не хочу ничего плохого сказать про Colnago, который поставлял для нас велосипеды в «Газпром-Русвело»… Сейчас я езжу на Canyon: в групповой гонке это модель Ultimate, а в «разделке» — Speedmax. На данный момент это, наверное, лучшие велосипеды, на которых я езжу.

Когда пересел, то почувствовал существенную разницу. Конечно, это сказывается и на результатах. Я кручу примерно те же цифры по мощности, но техника очень многое даёт. Вот на Кубке Вьетнама я ехал командную гонку на последней модели Cervelo, на которой катает Jumbo-Visma и выигрывает тот же [Примож] Роглич, и в сравнении я, конечно, просто обалдел — велосипед на дисковых тормозах может быть легче, чем мой Canyon на ободных тормозах, и может так катить. На нём можно выдавать 60 километров в час по равнине: едешь и понимаешь, что если ты в технике отстаёшь, то соперничать будет очень тяжело.

— Кстати, сейчас принято пользоваться услугами биомехаников… выставить посадку и так далее. Ты как?

— Нет, посадку всегда ставлю сам себе. Пытаюсь отрабатывать её на тренировках — чтобы это было комфортно и аэродинамично. В «Газпром-Русвело» мы выставляли посадку на групповых велосипедах, но на «разделке» у меня как-то был не самый удачный опыт в Италии и мне показалось, что я сам намного лучше могу сесть. Теперь я доверяю сам себе и вроде всё получается.

— После чемпионата страны последовали «Пять колец Москвы». Ты там тоже победил. Что скажешь об этапах? Что самое сложное или непредсказуемое было для тебя?

— В этом году, во-первых, этап в Клёново оказался очень непростым. Там такая трасса, что может уехать отрыв просто случайно: гонщики постоянно атакуют друг друга и может закрутиться вертушка, в которой отъедет кто-то из сильных ребят, которые не претендуют на топ-3 в генеральной классификации, и за ними никто не погонится. И отрыв там может уехать при определенных обстоятельствах очень неслабо.

Мы с командой пытались контролировать, чтобы в отрыве было не больше 6 человек. Но в моменте уехало сразу человек 30, включая Сергея Ростовцева. Серёга такой парень, который может и «затерпеть», и если он привёз бы остальным на таком этапе в районе 5 минут, то на заключительном этапе в Крылатском очень трудно было бы это отыграть.

Пелотон на этот отъезд не особо реагировал, но понятно, что у нас была жёлтая майка, а значит мы и должны были закрывать отрыв. Но так получилось, что у нас три человека из команды оказалось в том самом отрыве. Понятно, что они не работали, потому что я с Андреем Степановым оказались сзади в пелотоне. Но и помочь нам они тоже не могли. Поэтому нам с Андреем пришлось закрывать «дырку», которая составляла больше минуты.

Работа во главе пелотона с Андреем Степановым на этапе «5 колец Москвы» в Клёново
Работа во главе пелотона с Андреем Степановым на этапе «5 колец Москвы» в Клёново

Потратились, но добрали. Потом уже отпустили отрыв из 5-6 человек перед последним кругом, просто контролируя время. Но на последнем круге мы начали довольно хорошо нагонять ребят. Как обычно, отсидевшиеся на колесе гонщики начали включаться, понимая, что можно попытаться побороться за победу на этапе. Мы просто ждали этого включения.

— С минимальным преимуществом, но отрыв все же доехал до финиша…

— Да, мы могли себе это позволить.

— А на следующий день в Крылатском, на последнем этапе?

— Самый сложный был, конечно, последний этап в Крылатском. Наша команда очень много работала в предыдущие дни. И мне приходилось работать. А соперники в основном катались на колесе и не особо напрягались.

Поэтому на следующий день в Крылатском было ещё сложнее: очень приличный и многочисленный состав был у Санкт-Петербурга и Беларуси, и они постоянно атаковали. А у нас один из пяти гонщиков команды накануне упал и сломал ключицу, так что в команде осталось лишь трое, кто мог бы мне помогать. Но мы договорились, что главное — довезти меня хотя бы до последних трёх кругов, где я уже в принципе мог рассчитывать на себя. Но ребята сделали просто отличную работу через «не могу».

Пётр Рикунов в сопровождении однокомандника Александра Березняка и др. на заключительном этапе «Пяти Колец Москвы» защищает желтую майку лидера
Пётр Рикунов в сопровождении однокомандника Александра Березняка и другие на заключительном этапе «Пяти Колец Москвы» защищает желтую майку лидера

Когда я остался один на последних трёх кругах, мы немного не рассчитали, что останется так много гонщиков в группе, которые будут атаковать. Все, кто смотрел за гонкой вживую или в трансляции, видели, что я работал больше всех — мне нужно было защищать жёлтую майку.

В конце был опасный момент, когда Женя Тихонин поехал в отрыв. Я поначалу хотел поехать с ним, но понимал, что была большая разница скоростей, так что решил пойти своим темпом. И из-под меня стартовал Илья Щегольков из «Локосфинкса» (второй номер генеральной классификации — прим. ред.), я понимал цену возможной ошибки, потому что рывком можно было просто «взорвать» себя. Всё же решил ехать своим темпом. А Илья смог пересесть в отрыв.

Работа на последних кругах «Пяти колец Москвы» — контроль шедшего вторым в генерале Ильи Щеголькова (следующий за Петром Рикуновым)
Работа на последних кругах «Пяти колец Москвы» контроль шедшего вторым в генерале Ильи Щеголькова (следующий за Петром Рикуновым)

Для меня самым тяжёлым был последний километр. Я ехал и считал, что даже если он заедет вторым, то получит 6 секунд бонификации, а у меня был бы запас в 10 секунд, то мог позволить проиграть себе максимум 5 секунд, чтобы сохранить лидерство в генеральной классификации и сохранить майку лидера. Это был действительно тяжёлый день, когда весь пелотон едет против тебя… Но всё получилось.

— Ты же мастер спорта. Или уже международного класса?

— Мы подавали на МСМК заявку, но присвоения пока не было.

— За «Пять колец Москвы» присваивают мастера спорта международного класса?

— Точно не знаю. Там есть определённое количество стран-участниц, необходимое для присвоения МСМК. В 2022 году мне говорили, что вроде за Спартакиаду мне могут присвоить, потом за международную гонку «Нарт Адыгеи», которую я выиграл, и которая проходила как наша альтернатива чемпионату мира. Мы подали и пока не получили. Но это был прошлый год, как сейчас — не знаю.

— Давай вернёмся в Крылатское. В интервью ТАСС, сразу после «Пяти колец Москвы», ты сказал, что тебе грустно из-за возможной потери такого уникального объекта как олимпийская трасса в Крылатском. А такая угроза действительно существует. Может ли российский велоспорт позволить себе такую утрату и есть ли какая-то альтернатива?

— Лично мое мнение, что потерять такую трассу нельзя позволить никак. Нужно обязательно за неё бороться. Ладно ещё команды из регионов, которые могут сидеть на сборах, либо тренироваться где-то у себя по провинциальным дорогам, но если брать Москву, то я просто не представляю, где тренироваться. Причем не только для спортсменов из спортшкол, но и для любителей. А любительский велоспорт очень активно развивается в России и именно на уровне таких любительских соревнований. Сейчас идёт очень хорошая популяризация велоспорта в нашей стране. Это будет непоправимая потеря. Ну и основная многодневка нашей страны «Пять колец Москвы» в этом случае просто потеряет самое основное свое кольцо, где, собственно, и решается результат многодневки. «Пять колец Москвы» без кольца в Крылатском — это уже не та гонка, она не будет такой сложной и интересной.

— Можешь ли ты вспомнить свои первые впечатления от олимпийской велотрассы в Крылатском?

— Первый раз её проехал в 2017 году. Это была моя первая многодневка «Пять колец Москвы». Кажется, мы ехали уже тогда в составе команды «Газпром-Русвело», вторым годом в андерах. И уже на первом этапе было как раз кольцо в Крылатском… Кажется, тогда выиграл Юрий Трофимов. Уже на первом круге мы всей группой заехали в «чашу» и многие дали по тормозам. Я тоже! Если честно — испугался! Но уже со второго круга начал привыкать. Уже тогда понял, что велодорога в Крылатском — отличная трасса, в том числе под однодневные гонки с хорошими участками для силовой работы. А в следующий раз я проехал её уже в 2022 году, также на «Пяти кольцах Москвы».

— У нас действительно ничего подобного больше нет. Олимпийская шоссейная трасса в Крылатском — это значительная часть экосистемы отечественного велоспорта. Не только для спортшкол, которые базируется в самом Крылатском, но и для многочисленных любительских клубов, которые двигают велоспорт в массы, чему отдаётся сейчас приоритет в том числе на уровне официальной государственной политики Минспорта РФ. Вот эта связка в рамках олимпийского кластера — велотрека и шоссейной велодороги в Крылатском — насколько взаимодополняет друг друга. Можно ли заниматься тем же треком без шоссе?

— Все, кто выступает на треке, так или иначе тренируются на шоссе: тренируют объём и подводятся к гонкам. Тренироваться только на треке — это какая-то неполноценная подготовка. Ездить куда-то на сборы постоянно — далеко не у всех есть такая возможность. Мне кажется это идеально и для любителей, и для спортшкол в системе Москомспорта, когда у них через дорогу от трека есть такая классная шоссейная велотрасса, где можно учиться технике прохождения спусков, подъёмов, поворотов. Там же выполнять силовую работу, делать интервальные тренировки, накатывать объём. Ни в одном другом городе кроме Москвы такого нет. Это уникальное преимущество столицы!

— Да, это было бы ударом не только по подготовке спортсменов сборной Москвы, но и в целом для российского велоспорта, который несмотря на все трудности приобретает всё больше популярности именно как массовый вид спорта — благодаря любительским клубам и соревнованиям.

— Сейчас всё больше людей вовлекаются в занятия велоспортом. Не через профессиональный велоспорт, а именно через любительские клубы и соревнования. Гонки проводятся очень интересные, есть даже трансляции. Это обеспечивает массовость и популяризацию, которая охватывает не меньше, а, наверное, даже больше людей, чем профессиональные спортивные соревнования российского календаря.

— В этом ты прав. Та же самая Национальная ассоциация любителей и ветеранов велоспорта CyclingRace проводит гонки с трансляциями и количество просмотров нередко превышает то, что могут показать с профессиональных соревнований, таких как чемпионат России или «Пять колец Москвы».

— В прошлом году после Спартакиады я приехал в Лужники просто посмотреть гонку «Sputnik.Критериум».

Вечерний финальный заезд гонки от CyclingRace — Sputnik.Criterium в Лужниках 13.08.22 в категории «Спорт» (любители)
Вечерний финальный заезд гонки от CyclingRace Sputnik.Criterium в Лужниках 13.08.22 в категории «Спорт» (любители)

— Самому хотелось проехать такую гонку?

— Мне предлагали. Но я был после Спартакиады и через день была групповая гонка, так что отказался. Но, когда увидел организацию и атмосферу, мне, на самом деле, захотелось проехать. И в будущем, думаю, я бы с удовольствием проехал эти гонки, если это не будет мешать моему календарю. Да и конкуренция на них очень серьёзная. Почти 50% участников — это гонщики из нашего пелотона! Мне очень понравилось. Очень круто CyclingRace проводят гонки!

Продолжение следует.

***

MTBMoscow медиапроект и агентство спортивной фотографии, специализирующееся на профессиональной съемке велоспорта и других циклических видов спорта. Подписчики не только первыми могут получить полные фоторепортажи с гонок, но и узнать интересную информацию о том, что происходит в отечественном велоспорте в целом.

Ресурсы проекта MTBMoscow в социальных сетях:
в Инстаграме:
https://www.instagram.com/mtbmoscow/
в ВК: https://vk.com/mtbmoscowmedia
в Facebook: https://www.facebook.com/MTBMoscowSchool
в Telegram: https://t.me/mtbmoscow

Поделиться с друзьями: