Серебряный призер велогонки «5 колец Москвы» Евгений Тихонин в специальном интервью для MTBMoscow и «Велодейли.ру» рассказал о главной международной шоссейной многодневке России, планах на национальный чемпионат, опыте с командой «Возрождение», экспериментах на gravel и работе в качестве тренера любительского велоклуба Legion.
— Евгений, как тебе второе место в генеральной квалификации велогонки «5 колец Москвы» в этом году? Ты ведь был третьим на финальном этапе, был вторым на втором этапе гонки, который прошёл на олимпийском кольце в Крылатском…
— Наверное, сам по себе результат не является чем-то выдающимся. Сейчас «5 колец Москвы» — фактически единственная международная многодневная гонка на шоссе в России, поэтому результат лично для меня, конечно, приятен. Дело в том, что сейчас я нахожусь уже не столько в роли спортсмена, сколько в роли выступающего тренера. Мои выступления — это не основной род деятельности. В отличие от большинства соперников в этом сезоне я не ездил на сборы и не был на других официальных шоссейных соревнованиях, проводимых ФВСР. Мне удалось показать на своём примере, что, оказывается, не обязательно находиться 365 дней в году на сборах, постоянно требовать какую-то поддержку, экипировку и так далее. Но можно — при желании — показывать высокие результаты, по крайней мере, на таких соревнованиях.
— Мог бы ты назвать Топ-3 результата в своей карьере велосипедиста, которые наиболее важны для тебя?
— Конечно, это второе место на «5 кольцах» входит в этот условный список. Также я бы включил в этот список побед мой подиум на одном из этапов «5 колец Москвы» 2 или 3 года назад, тогда моя задача больше заключалась в командной работе, но мне удалось уехать в отрыв на велокольце в Клёново и занять третье место (речь идёт о 2018 годе — прим. ред.). Ну и ещё я бы выделил третье место на седьмом — королевском — этапе в Коста-Рике на многодневке Vuelta Ciclista Internacional a Costa Rica в 2019 году: 40 километров непрерывно в подъём до высоты 3200 метров над уровнем моря.
— Что скажешь об уровне конкуренции в этом году на «5 кольцах Москвы»? Ведь тут были сильнейшие российские гонщики, плюс — гости из Казахстана и Беларуси…
— Недооценивать никого нельзя. Есть такое мнение: мол, выступающие в России велогонщики, не имеющие возможности катать за границей, — слабые гонщики. Но это не так. Я часто сталкивался с таким убеждением в том числе, когда выступал за Gazprom — Rusvelo. Некоторые говорили, что даже если спортсмен побеждает в России, то это какие-то неинтересные, второстепенные и лёгкие гонки. Но когда происходит чемпионат России и приезжают все ведущие спортсмены, в том числе выступающие за рубежом, то всем становится очевидно, что уровень соперников, преимущественно или полностью выступающих во внутрироссийском календаре, довольно высокий. Да, людей не так много, но 20-30 человек всегда находятся на уровне, позволяющем конкурировать с теми, кто выступает за границей.
Сейчас выступать за рубежом для российских спортсменов, наверное, возможностей практически нет, но и раньше было достаточно сложно попасть в зарубежную команду.
— В этом году на «5 кольцах Москвы», к сожалению, не было официального командного зачёта. Но как бы ты оценил те 25 команд, которые были представлены 123 спортсменами? Какие команды привезли сильнейшие составы или по крайней мере могли претендовать на победу?
— Сразу, конечно, можно назвать команду Тюменской области. У них уже много лет очень сильный костяк гонщиков. Много ребят, выступавших за Gazprom — Rusvelo. Многие имеют хороший опыт международных гонок, ну и подрастает новое поколение велогонщиков, которое только усиливает команду из Тюмени. Белорусская команда Minsk Cycling Club, конечно, привезла очень сильный свой состав. Думаю, что они настраивались показать максимальный результат.
— Ну и, надо признать, были максимально близки к этому, сохраняя жёлтую майку лидера от пролога до последнего этапа…
— Да! Конечно, нужно учитывать, что белорусских команд было несколько, и где-то, наверное, можно сказать, что они несколькими составами помогали друг-другу. Это было видно: многие работали на успех Евгения Соболя, получившего жёлтую майку после сольного финиша на втором этапе, и пытавшегося сохранить своё солидное преимущество, полученное перед последним этапом.
— А МГФСО? Ты ведь выступал за команду… Можно ли говорить, что состав, начавший гонку с пролога, был достаточно сильным? Или речь идёт об экспериментальном составе?
— Ну, наверное, это лучшие, кто у нас есть. Просто, честно говоря, в МГФСО есть определенные проблемы. И это даже не столько нехватка людей, сколько — банально — даже велосипедов. У нас есть костяк спортсменов-мужчин в МГФСО, у которых даже нет нормальных шоссейных велосипедов. Нет, не то, чтобы они был плохими или какими-то ещё, а их просто нет. У меня, к примеру, личный велосипед. Еще у одного — личный велосипед. У одного спортсмена из команды вообще не было шоссейного велосипеда для групповых гонок. Естественно, какое бы у тебя ни было желание выступать, возникает проблема того, что просто не на чем ехать.
— Этим составом МГФСО уже ездили какие-то прикидки, какие-то предварительные гонки?
— Нет, никаких скаток у нас, конечно, именно в этом составе на шоссе не было. Большинство ребят ездят соревнования на шоссе и на треке, а я сейчас нахожусь немного в другой струе, занимаясь преимущественно другой, тренировочной, работой.
— Евгений, в начале года были сообщения о твоём приходе в континентальную команду «Возрождение»…
— Да, я готовился начать этот сезон в составе «Возрождения». Мы успели подписать контракт, но в марте у команды была отозвана лицензия. Поэтому переключился на другие задачи и, конечно, перед стартом «5 колец Москвы» не ожидал, что так получится выступить.
— Вернёмся к «5 кольцам Москвы». Ты уклонился от вопроса комментатора Андрея Кондрашова о том, что же произошло на старте пролога. Что-то со взвешиванием велосипеда… Это же обычная техническая процедура… Так что это было?
— Я был абсолютно уверен, что с весом велосипеда всё в порядке, потому что ровно на нём я выступал год назад…
— У тебя было то же самое навесное оборудование?
— Да. Я поменял трубки на колесах, кассету поменял с Ultegra на Dura-Ace, что могло дать экономию порядка 30-50 граммов. И менял флягодержатели. Но даже не думал о том, что велосипед может не пройти в лимит UCI 6 килограмм 800 граммов. Может быть, правда, у судей весы работали немного с занижением реального веса, этого не могу исключать.
— Действительно, некоторые гонщики говорили, что весы, возможно, занижали реальный вес…
— Возможно. Я точно не ожидал, что велосипед не пройдёт по лимиту веса. И так вышло, что пока решали проблему, думали, что можно сделать, чтобы увеличить вес велосипеда, я задержался на старт.
— Ситуация как-то сказалась на твоём прокате пролога?
— Задержка была примерно на 1 минуту и 20 секунд. Но по времени, которое я сам для себя засёк на велокомпьютере, при том что я ехал и уже процентов на 95, так как уже не было настроя на максимальный результат, реально показанное «грязное» время было примерно 4:52. То есть на уровне Топ-30 гонщиков. При том, что пролог никогда не был моим сильнейшим этапом. Я совсем немного уступил тем, с кем мы в дальнейшем боролись на этапах.
— Какие по счёту были эти «Кольца» у тебя в карьере?
— Наверное, четвёртые.
— Некоторые критикуют гонку за то, что из года в год этапы почти не меняются. Всё тот же пролог, далее гонки на олимпийском велокольце в Крылатском, гонка в Клёново и Воробьёвы горы. Хотя раньше ведь катали вокруг Кремля, было Садовое Кольцо. Ты ездил ещё какие-то другие кольца в предыдущие годы?
— Из тех, где я участвовал, — всё те же трассы. Единственное, что в этом году сильно упростили круг на Воробьёвых горах, сделав его исключительно по улице Косыгина. В прошлом году круг был интереснее и включал в себя Университетский проспект и площадь перед главным зданием МГУ с поворотом у смотровой площадки. А ещё раньше мы спускались вниз на набережную, с которой был интересный подъём вверх. Сейчас гонка стала более спринтерская, с более равнинным рельефом. Конечно, с интересом бы проехал, если бы была возможность, вокруг Кремля и по Садовому Кольцу.
— Олимпийское велокольцо в Крылатском — это твоя домашняя трасса. Наверное, самая любимая? Кстати, один из, видимо, зарубежных подписчиков @MTBMoscow в Инстаграм, написал в комментарии к фоторепортажу с «5 колец», что трасса в Крылатском — «the best circuit in the world», — согласен с этим?
— Да! Это самая интересная трасса. Она более тяжёлая, больше подъёмов и спусков… Поэтому мне нравится выступать на ней. Тем более, что сейчас тренируюсь там практически каждый день, знаю там каждый поворот.
— Но тренируешься, наверное, всё же преимущественно не на большом круге, а на малом кольце?
— По большому кольцу езжу реже, но гонщикам, которые приезжают из других городов, наверное, на нём всё же потяжелее: нужно привыкнуть к трассе, — она где-то немного страшная, где-то техничная. Нужно точно на ней покатать, прежде чем стартовать, если хочешь показать результат. Нужно быть уверенным на кольце в Крылатском. Например, когда я ехал, то видел, как некоторые гонщики перетормаживают там, где можно практически не тормозить, расслабляются там, где надо, наоборот, сильнее раскрутить. То есть трасса в Крылатском она не гипер-сложная. Но по чуть-чуть можно экономить время и силы по крупинкам, собирая преимущество.
— Больше всего сходов на «5 кольцах Москвы» было на втором этапе, состоявшемся 10 июня в Крылатском. Это, кажется, как раз и связано с тем, о чём ты говоришь, что трасса более требовательная?
— Плюс ещё жара была. Старт был в полдень, а не в 10. Для тех, кто был не готов к гонке в жару, когда солнце стояло в зените, добраться до финиша было очень проблематично. Такая гонка, если не готов, может вырубить гонщика очень быстро.
— Что скажешь про свои впечатления от первого этапа, про Клёново?
— Я бы сказал, что проехал в лёгком режиме. Сначала отпустили небольшой отрыв в 4-5 человек, и белорусы, у которых Евгений Королёк держал жёлтую майку лидера, спокойно держали темп. Догнали отрыв и разыграв спринтерский финиш. А дальше я уже настраивался показать что-то.
— Ожидал, что сможешь подняться на подиум на втором этапе в Крылатском?
— Настраивался! Но, честно говоря, гонка сложилась просто идеально. Мы с первого же круга смогли уехать в отрыв. Подумал, что, наверное, стоит попробовать сразу отскочить. У нас сформировалась группа отрыва около 10 человек из разных команд, что позволило уехать вообще без проблем. По ощущениям ехали довольно ровно, можно сказать расслабленно, никто нигде не перетягивал. Проблемы в Крылатском начинаются, если очень быстро заезжать в подъём, а потом бросать, то тогда с каждый кругом будешь чувствовать себя всё хуже и хуже. А мы довольно плавно заезжали подъёмы. Но потом сразу поддерживали высокую скорость. За счет этого удавалось держать высокий темп.
— А Воробьёвы горы?
— Первый час гонки был немного нервным. Мы стартовали под моросящий дождь. Трасса была мокрая и дорожная разметка нервировала группу, несколько участников упали. Все ехали в напряжении. Потом подсохло и стало спокойнее. Начались попытки уехать в отрыв. Первая группа сформировалась достаточно быстро. Пытались отъезжать в том числе претенденты по генеральной классификации. Но ничего не получилось и все собирались обратно. Во второй половине гонки все попытки уехать в отрыв закончились, и белорусы просто встали вперёд и ровно до финиша везли желтую майку — Евгения Соболя.
— Перед заключительным этапом ты проигрывал Соболю почти две с половиной минуты, фактически оставшись без помощи товарищей по команде, верно? Как ты продумывал тактику на гонку? Обсуждал ли это с твоим тренером в МГФСО Александром Евгеньевичем Васиным?
— Мы обсуждали тактику перед стартом. Задача была проста — подняться выше в генеральной классификации. Всё произошло так, как планировали. Ожидалось, что в начале уедет не опасный отрыв, а ребята из Минска будут держать столько, сколько смогут. Проблема состояла в том, что на этой трассе количеством не возьмёшь. С каждым кругом их становилось всё меньше, и когда помощников у Евгения Соболя осталось мало, начались реально атаки. Я сидел и ждал. Уезжать «на дурака» тут не получится — надо было выбрать момент, когда лидерам будет уже тяжело. Мы с Петром Рикуновым (Тюменская область) выбрали правильный момент, чтобы переложиться в отрыв в сегменте малого кольца.
— А с Петром обсуждал совместные действия?
— Нет, просто держал в уме, что это тот гонщик, с которым я могу сделать гонку. Он шёл в генеральной классификации перед стартом за мной, так что я понимал, что он и Артем Ныч — это те самые гонщики, с которыми можно сделать что-то интересное. Первая пятёрка пристально следила друг за другом, а у нас были шансы уйти, что мы и сделали.
— Финишную черту заключительного этапа в Крылатском ты пересек третьим, и это стало твоим вторым подиумом на «5 кольцах Москвы» в этом году. Что тебе сказали сокомандники? Как встретили болельщики и что сказал тренер?
— Александр Евгеньевич (Васин) сказал, что я его сильно удивил. Ну а так было очень много людей на гонке. Такой поддержки раньше я никогда не получал и не ощущал. Иногда прямо до мурашек… проезжаешь и практически на каждом вираже видишь кого-то из знакомых, кто тебе кричит, поддерживает тебя. Это, конечно, давало дополнительные силы и волю добиться успеха на гонке.
— Ну и фактор домашней трассы, конечно, сыграл свою роль?
— Да, 100%! Болельщики очень сильно помогли. Спасибо всем, кто поддерживал на гонке. Всем, кто помогал не только словами, но и водой, и едой.
— От руководства МГФСО получил уже какую-то обратную связь? Изменились ли как-то дальнейшие планы в связи с твоим успешным выступлением?
— Да, поздравления уже передали. Сейчас важное — чемпионат России по шоссе в Саранске. Раз я сейчас пришёл в форму, почему бы там не попробовать побороться.
— Групповая гонка — понятно. А в разделке будешь пробовать себя?
— Я приеду за день до групповой гонки. Разделка все-таки, наверное, не совсем моя история. А в групповой гонке может всё сложится по-разному. Буду очень рад войти в Топ-6, или даже подняться на подиум, если получится.
— У тебя были планы проехать сразу после «5 колец» gravel-гонку в Тарусе?
— Да, хотелось получить новый опыт на пересечённой местности. Все-таки с шоссейным и трековым велоспортом я уже довольно давно, а гонки на MTB ездил последний раз лет в 12. На следующий день после «5 колец Москвы» поехал gravel-гонку, там было заявлено 90 километров. Первые километров 60 были даже интересными, какие-то грунтовки, куски асфальта и тропинки, а потом пошёл дождь. После очередного съезда с асфальта началось какое-то адовое месиво: смесь глины и грязи. Был кусок около 5 километров, где я вынужден был половину идти пешком, так как упал раз 5. И был близок к падению ещё раз 10. Там-то я и подумал: зачем я вообще в это ввязался…
— Опыта велокросса у тебя не было?
— Нет. В детстве ездил гонки MTB, но велокроссы — ни разу. Навыки держать баланс, конечно, есть, но опыта на пересечённой местности не хватает. Особенно, когда велосипед облепило глиной и колеса почти потеряли всякое сцепление с грунтом, — едешь, как по льду.
— А ты следишь за трендами? В этом году UCI проводит первый чемпионат мира в категории gravel. Как думаешь, для шоссейных велогонщиков это близкая история? Или это все же, скорее, для мтбшников?
— Думаю, gravel достаточно близкая история. Он не требует настолько специфичной технической подготовки, как MTB. В gravel многое решает сила и выносливость. Поэтому многие могут использовать его для подготовки. Особенно, когда погодные условия не позволяют ездить на шоссе. Все-таки на gravel скорость пониже, а значит будет теплее, если ездить, например, в межсезонье в холодную погоду. В плане силовой подготовки это тоже интересно. Когда едешь на gravel даже по шоссе нужно прикладывать другую мощность. Кажется, какой-то маленький подъёмчик, а чтобы в него заехать на нужной скорости, приходится вкручивать намного сильнее, чем на шоссе.
— Планируешь ещё ездить на gravel в этом году?
— Нет (смеется)! Думаю, что пока закончим на этом. Сосредоточусь больше на шоссе и треке.
— До конца сезона осталось ещё много. Какие планы?
— Сейчас очень большой любительский календарь, в котором могут принимать участие и спортсмены с лицензией. Я даже думаю, что любительских гонок сейчас едва ли не больше, чем гонок, которые организуются для профессиональных спортсменов. Это очень приятно. Можно стартовать каждую неделю 100%, а, может быть, даже субботу и воскресенье — два раза в неделю. Планирую выступать на гонках Grand Fondo. Плюс — с этого года начался очень интересный формат гонок серии Sputnik-критериум.
— Ты же уже участвовал в любительских гонках-критериумах в этом году?
— Да, участвовал в апреле в Экспоцентре в «Велокульт критериум 2022» и первом этапе серии Sputnik-критериум на ВДНХ в мае. Но второй этап в Коломенском пропустил.
В августе должна пройти взрослая Спартакиада. Планирую выступить на ней на шоссе и отобраться на неё на треке.
— Расскажи, как ты сочетаешь карьеры спортсмена и тренера любительского клуба Legion? Что-то поменялось в этом по сравнению с 2021 годом?
— В прошлом году я работал в таком же режиме. В прошлом году я начал работать тренером в Legion с апреля. Сейчас уже прошёл всю зиму. Зимой очень серьезно работал на станке и на треке. Тренировался много, потому что планировал выступать за «Возрождение». Нужно было поддерживать высокий уровень подготовки в том числе и зимой. Сейчас у меня нет определенного тренировочного плана. Я поддерживаю связь с тренером в МГФСО, обращаюсь к нему, когда мне нужен совет, и он охотно помогает. Но на первом месте у меня сейчас тренерская работа. И уже после неё я могу сам для себя сделать дополнительную тренировку, самостоятельно оценивая своё состояние, и то, что я могу сделать дополнительно для поддержания хорошей формы как спортсмена.
— Legion провёл довольно активно трековый сезон с ноября по март в «Лиге Мастеров». Это был фактически первый трековый сезон для клуба?
— Мы начали пробовать в режиме ознакомления ещё в прошлом сезоне. Многим ребятам понравилось, потому что тренироваться зимой действительно нужно, а тренироваться на шоссейниках на треке довольно скучно. И ребята начали активно пробовать трек. Кому-то было страшно, а кому-то — интересно. Начали участвовать в «Лиге Мастеров» и прошли сезон довольно неплохо.
— Твой опыт как трекового гонщика вдохновляет любителей из Legion пробовать себя на любительских соревнованиях на треке?
— Думаю, да. Не обязательно, чтобы тренер был спортсменом и показывал результаты. Но если тренер сам выступал, наверное, доверие к нему всё-таки больше.
— Ну ведь честно, в группе А «Лиги Мастеров» на 100% все-таки не выкладываешься?
— На самом деле — боролся всегда. Всё-таки есть спортивный азарт в любой гонке. Стараюсь показать всегда, что могу. И уровень даже любительских гонок довольно высокий. Его нельзя недооценивать. Просто меняется тактика: больше приходится ехать в отрывах и больше атаковать. Если брать, к примеру, какие-нибудь гонки уровня чемпионата России на треке, то там сама гонка складывается по-другому. Но если посмотреть на цифры, скажем, на показатели мощемера, то уровень мощности на «Лиге Мастеров» абсолютно не уступает, а, может быть, даже и выше.
— То есть темп в группе А «Лиги Мастеров» на треке вполне сопоставим с официальными всероссийскими соревнованиями?
— Абсолютно! Просто там с этой же мощностью ты находишься в группе и едешь на колесе, а на любительских гонках «Лиги Мастеров» 80% времени ты вынужден бороться и что-то предпринимать.
— Отлично. Разреши тогда в завершение пожелать тебе успехов, и в первую очередь на чемпионате России на шоссе! И, конечно, в работе с Legion. Клуб на сегодняшний момент стал частью мощного костяка любительских формаций на треке в Крылатском, двигающих вперед российский велоспорт.
— Спасибо!
Беседовал Николай Сапронов (основатель проекта MTBMoscow), фотографии – MTBMoscow.
MTBMoscow — медиапроект о велоспорте-MTB в Москве, Московской области (и не только) и агентство спортивной фотографии, специализирующееся на профессиональной съемке велоспорта и других циклических видов спорта. Подписчики не только первыми могут получить полные фоторепортажи с гонок, но и узнать интересную информацию о том, что происходит в MTB в Московском регионе и в нашем велоспорте в целом.
Ресурсы проекта MTBMoscow в социальных сетях:
в Инстаграме: https://www.instagram.com/mtbmoscow/
в ВК: https://vk.com/mtbmoscowmedia
в Facebook: https://www.facebook.com/MTBMoscowSchool
в Telegram: https://t.me/mtbmoscow