Магнус Корт Нильсен из EF Education — EasyPost выиграл десятый этап «Тур де Франс»: 148-километровая дистанция пролегала из Морзина в Межев, по ходу которой образовался большой отрыв, которая в конечном итоге и решила судьбу этапа. Но победу датчанина лёгкой назвать нельзя — пришлось отсматривать кадры фотофиниша, ведь на финишной черте практически в одно и то же время оказался и Ник Шульц из BikeExchange — Jayco, но в итоге 27-летний австралиец уступил считанные сантиметры. Луис Леон Санчес финишировал третьим, Маттео Йоргенсон и Дилан ван Барле вошли в пятерку лучших.
После второго дня отдыха «Тур де Франс» продолжилась путешествием через долину Дранс, перевал Кот-де-Шевеноз, к Женевскому озеру, а затем — на юг, к Коль-де-Жамба и Кот-де-Шатийон-сюр-Клюз. Пелотон пересёк долину Арве с тем, чтобы подняться на Монте-де-л’Алтипор-де-Межев. После горных приключений до финиша на взлётно-посадочной полосе аэропорта Межев оставалось еще 2,2 километра.
Матей Мохорич из Bahrain — Victorious стал первым, кто отравился в серьёзную атаку. Но уехать в одиночку ему не дали — на колесо сразу сели Филипп Жильбер из Lotto Soudal и Матье Бургодо из TotalEnergies. Матье ван дер Пул также показал себя в авангарде гонки. Интересный факт: ровно 60 лет назад его дед Раймон Пулидор выиграл свой первый этап «Тур де Франс», и летучий голландец из Alpecin — Deceuninck наверняка думал об этом. Но первая атака Матье провалилась.
После 20 километров дистанции атаковал Бенуа Конефруа из AG2R Citroën, вместе с которым отскочил от группы и Альберто Беттиоль из EF Education — EasyPost. Французско-итальянская пара начала первое восхождение — на Кот-де-Шевеноз — с небольшим отрывом от соперников. Пелотон тем временем сильно растянулся из-за довольно высокого темпа. Далеко беглецы не уехали — их поймали. Правда, вскоре последовали новые атаки. На сей раз ускорился Энтони Перес из Cofidis, за которым увязался Тибо Пино из Groupama — FDJ. Однако первое горное очко дня досталось Пьеру Латуру из TotalEnergies. После вершины Бенджамин Тома из Cofidis предпринял атаку, пытаясь создать просвет между общей группой. Крис Фрум из Israel — Premier Tech попытался этому противостоять, и спустя несколько километров француза поймали.
На втором спуске дня проявил себя Матей Мохорич — он, как известно, очень любит скоростные и рискованные спуски, но словенцу уехать не дали — все знают его эту особенность, а потому все были готовы к такой атаке. После 49-го километра отрыв всё же появился: Алексис Гужар из B&B Hotels — KTM проделала дыры в обороне пелотона, в которую за ним проскользнули Филиппо Ганна из INEOS Grenadiers, Якоб Фульсанг из Israel — Premier Tech и его товарищи по команде Пьер Роллан и Себастьян Шёнбергер. Брент ван Моер из Lotto Soudal также прыгнул в этот уходящий поезд. Казалось, Ганна способен вытянуть эту группу, но итальянцу — как и всем остальным — пришлось отступить.
В преддверии второго подъема дня — Коль-де-Жамба — атаковал Дилан ван Баарле. Его поддержали Луис Леон Санчес, Филипп Жильбер и Пьер Роллан. Но в итоге желающих уехать вперёд оказалось куда больше — вскоре впереди ехало уже 25 человек, в числе которых были Леннард Кемна из Bora — Hansgrohe. Немец хорошо знал эти дороги, ведь в 2020 году он одержал победу на этапе «Критериума Дофине», как раз финишировавшего в Межеве. И это представляло опасность не только для тех, кто ехал вместе с ним, сколько для обладателя жёлтой майки Тадея Погачара. Капитану UAE Emirates было довольно непросто, поскольку на старт не вышел из-за ковида Джордж Беннетт. А это значимая потеря, особенно на горных этапах.
В лидирующей группе оказались все те, кто доберётся до финиша и в конечном итоге решит судьбу этапа. Хотя помимо Кемны тут были Мадс Педерсен, Филиппо Ганна, Куинн Симмонс, Саймон Кларк и Ион Исаггире — все опытные бойцы. А вот гонщиков UAE Emirates в этой группе не было — они держались поблизости к Тадею Погачару, который вместе с остальным пелотоном проигрывал беглецам три с половиной минуты.
На вершине Коль-де-Жамба Роллан набрал два очка, а Кемна — одно. После этого отрыв беглецов медленно, но верно увеличивался. За 60 километров до финиша пелотон проигрывал уже более 5 минут.
На третьем подъеме дня — Кот-де-Шатийон-сюр-Клюз — Роллан завоевал ещё одно горное очко. Затем настало время для атаки Альберто Беттиоля — итальянец уверенной поступью оторвался от лидирующей группы и взял неплохой отрыв. Победителю «Тура Фландрии — 2019» не повезло. И виной тому были совершенно неожиданные обстоятельства. За 35 километров до финиша Беттиоля оставили организаторы гонки. Причиной тому послужили 7 человек, сковавших себя цепями и севшими прямо посреди дороги. Это были экоактивисты, устроившую такую демонстративную акцию с красными файерами. Уходить по добру-здорову эти люди не хотели, а потому пришлось задействовать полицию. Весь пелотон остановился.
На жаре пришлось ожидать около получаса, прежде чем протестующих убрали с дороги и обеспечили безопасность гонки. Беттиоль первым получил сигнал на старт, а спустя 24 секунды поехали 24 преследователя. Спустя почти семь с половиной минут после этого дали ход пелотону. Сразу после рестарта Уго Хофштеттер из Arkéa — Samsic выскочил из группы преследователей Беттиоля, надеясь догнать итальянца. Но его быстро вернули в строй.
Беттиоль первым преодолел промежуточный спринт в 24 километрах от финиша, имя за плечами 25-секундное преимущество над соперниками. Итальянец первым начал заключительное восхождение. Монте-де-л’Алтипор-де-Межев оказалось сложным препятствием. Пелотон к тому моменту проигрывал 9 минут, а это значило, что виртуальным лидером «Тур де Франс» являлся Леннард Кемна. Немцу только оставалось сохранить силы и доехать с хорошим отрывом до финиша, и жёлтая майка стала бы вознаграждением в конце этого сложного дня. Но всё оказалось не так просто.
Тем временем гонщик EF Education — EasyPost хорошо держался на последней горе. Оставалось 15 километров и он всё ещё имел почти полуминутное преимущество. Однако было видно — итальянец уставал с каждым метром и его преимущество в ходе подъёма на гору начала быстро таять. Опытный Герайнт Томас был первым, кто обогнал итальянца. Это произошло в 11 километрах от финишной черты. За гонщиком INEOS Grenadiers проследовали Фред Райт и Георг Циммерманн. Ван Барле, Маттео Йоргенсон, Симоне Веласко и Магнус Корт ехали следом. Образовалась лидирующая группа из 8 человек. Через 3 километра к ним присоединяться ещё несколько гонщиков, включая Леннарда Кемну и Луиса Леона Санчена.
Оставалась самая малость — 6 километров. Представитель Bahrain — Victorious Луис Леон Санчен сделал свой ход. Его товарищ по команде Фред Райт защищал своего лидера, и это казалось хорошим вариантом, ведь практически на исходе восхождения 38-летний испанец опережал соперников на полминуты. Гонщик Movistar Маттео Йоргенсон и BikeExchange — Jayco Ник Шульц предприняли титанические усилия для того, чтобы добрать беглеца. И добрали. На последнем километре атаковал Дилан ван Барле, за которым увязался американец Йоргенсон. Позади — Санчес и Шульц.
За 500 метров до финиша всё решилось самым неожиданным образом. Эту группу догнали. Понимая, что победа уходит, Санчес попытался открыть длинный спринт, но испанцу пришлось склонить голову и отступить, когда мимо промчался Ник Шульц. Австралиец хорошо смотрелся, и на секунду показалось, что победа точно будет за ним, когда всю благостную для BikeExchange — Jayco разрушил датчанин Магнус Корт Нильсен. Время победителя — 3 часа 18 минут и 50 секунд. Последним финишную черту — спустя 31 минуту — пересёк Калеб Юэн, для которого этап оказался очень тяжёлым — спринтерам тяжело в горах.
Это стало большим успехом для представителя EF Education — EasyPost — он неделю катался в гороховой майке, но лишился её, а теперь стал победителем этапа «Тур де Франс». В 2015 году он уже поднимался на подиум «Большой петли», выиграв этап в Каркассоне.
Спустя 8 минут и 54 секунды финишировал пелотон. Как ни старался, а Леннард Кемна не сумел сохранить нужный для себя отрыв, а потому жёлтая майка лидера «Тур де Франс» осталась в руках Тадея Погачара. Немец тем не менее поднялся на вторую строчку генеральной квалификации, уступая капитану UAE Emirates 11 секунд. Третьим идёт Йонас Вингегор, уступающий 39 секунд. Все остальные соперники уступают далеко больше минуты.
«У меня сложилось впечатление, что все ехали сегодня против меня, и последний подъём был совсем не весёлым», — сказал Леннард Кемна после финиша, добавив: «У меня были хорошие ноги, но мне пришлось очень много работать в течение дня. Очень жаль, что не удалось захватить жёлтую майку. Правда, я и не ожидал, что окажусь насколько близко от неё. И это, конечно, разочаровывает. Но у нас будет ещё много времени для того, чтобы получить майку».
«Сегодня был очень тяжелый день», — сказал Шульц в интервью после гонки. «На самом деле у меня были плохие ноги в начале. Тем не менее, мои товарищи по команде помогли мне выехать в отрыв. Сначала я немного волновалась, поскольку мне действительно было нехорошо. К счастью, в погоне со мной был Джек Бауэр. Это позволило мне спастись и набраться сил. На финише… Я никогда не был в такой ситуации. Это было почти идеально, хотя я, возможно, ехал слишком быстро. Я очень доволен своим вторым местом, но также очень разочарован — не каждый день выпадает такой большой шанс выиграть этап «Тур де Франс», но я буду продолжать пытаться», — отметил гонщик BikeExchange — Jayco.
Положение в генеральной квалификации после десятого этапа «Тур де Франс»:
№ | Имя | Команда | Время |
1 | Тадей Погачар | UAE Emirates | 37:11:28 |
2 | Леннард Кемна | Bora — Hansgrohe | 0:11 |
3 | Йонас Вингегор | Jumbo-Visma | 0:39 |
4 | Герайнт Томас | INEOS Grenadiers | 1:17 |
5 | Адам Йейтс | INEOS Grenadiers | 1:25 |
6 | Давид Году | Groupama — FDJ | 1:38 |
7 | Ромен Барде | DSM | 1:39 |
8 | Томас Пидкок | INEOS Grenadiers | 1:46 |
9 | Энрик Мас | Movistar | 1:50 |
10 | Луис Леон Санчес | Bahrain — Victorious | 1:50 |
11 | Неилсон Паулесс | EF Education — EasyPost | 1:55 |
12 | Наиро Кинтана | Arkéa – Samsic | 2:13 |
13 | Примож Роглич | Jumbo-Visma | 2:52 |
14 | Александр Власов | Bora — Hansgrohe | 3:12 |
15 | Орельен Паре-Пантр | AG2R Citroën | 3:31 |
16 | Дамиано Карузо | Bahrain — Victorious | 3:40 |
17 | Алексей Луценко | Astana Qazaqstan | 4:58 |
18 | Боб Юнгельс | AG2R Citroën | 5:53 |
19 | Луис Ментьес | Intermarché — Wanty — Gobert Matériaux | 6:39 |
20 | Валентин Мадуа | Groupama — FDJ | 6:51 |