Новости велоспорта можно читать в Telegram. Подпишись!

«Тур Фландрии — 2023»: как Тадей Погачар выиграл свой третий монумент

Матье ван дер Пул, Тадей Погачар и Мадс Педерсен

«Тур Фландрии» не зря считается одной из пяти монументальных велогонок в мировом велоспорте: гигантская дистанция, очень сложный рельеф, холодная погода, брусчатка и холмы. В этом году гонка состоялась в 107-й раз в истории, собрав огромное количество зрителей, которые активно поддерживали велогонщиков. Перед стартом называлось три главных фаворита гонки: Тадей Погачар, Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт. И надо отдать должное этой «Большой тройке» — она доказала, что каждый из этих гонщиков стоит того, чтобы за них болеть и поддерживать. Победа досталась Тадею Погачару.

Словенец из UAE Emirates был столь силён, что отыграл не только трёхминутное отставание от лидирующей группы, но также решил вопрос с двумя другими соперниками. Первым он сбросил Ваута ван Арта, и лишь Матье ван дер Пул был тем, кто ещё имел шанс решить исход в свою пользу. Но и летучий голландец не выдержал сумасшедшего темпа, заданного Погачаром. Время победителя — 6 часов 12 минут и 7 секунд. Именно столько понадобилось на преодоление 273,4-километровой дистанции, пролегавшей из Брюгге в Ауденарде. Матье ван дер Пул финишировал спустя 16 секунд, а вот борьба за третье место на подиуме состоялась между Мадсом Педерсеном и изрядно потрёпанным капитаном Jumbo-Visma. И победителем этого спринта на двоих стал гонщик из Trek — Segafredo.

Фото: Cor Vos

Но прежде чем гонщики добрались до финишной черты произошло немало событий. В этом году «Тур Фландрии» был богат на завалы, что выбило множество сильных гонщиков. Надо отметить, что темп сразу оказался очень высоким и более ста километров дистанции никому не удавалось уехать в отрыв. Попытки, конечно, были, но все они пресекались.

Первые сложности возникли у Матье ван дер Пула уже в первой трети дистанции. Его команде Alpecin — Deceuninck пришлось потратить немало усилий, чтобы прошлогодний триумфатор выехал из хвоста пелотона. Из-за высокого темпа произошло несколько завалов, в результате которых сошли Ойер Лазкано и Данни ван Поппель.

Фото: Cor Vos
Фото: Cor Vos

Спустя два часа средняя скорость пелотона держалась на отметке в 49,3 километра в час. И лишь тогда вперёд сумели уехать пять человек: Гийом ван Кейрсбалк из Bingoal WB, Даан Хул из Trek — Segafredo, Йеспер Де Бёйст из Lotto Dstny, а также Филиппо Коломбо из Q36.5 и Эльмар Рейндерс из Jayco — AlUla. Но отрыв этой пятёрки длился недолго. За ними в погоню бросился штатный спринтер Soudal — Quick Step Тим Мерлир, что ещё больше взвинтило темп. Вместе с Йонасом Рутш из EF Education — EasyPost они сумели осуществить рывок вперёд. За них зацепился Уго Уль из Israel — Premier Tech. В итоге эта тройка догнала беглецов и пока все остальные отвлеклись на перерыв на туалет, лидирующая группа уехала на 5 минут вперёд. Казалось, что было какое-то время для некоторой передышки, но это длилось не слишком долго.

За добрых 140 километров до финиша пелотон был потрясен массивным завалом, рукотворным автором которого стал польский гонщик из Bahrain — Victorious: Филипп Мацеюк ехал по обочине — как и ещё несколько гонщиков, — но в какой-то момент колесо его велосипеда попало в яму и его вынесло с обочины на дорожное полотно, где он словно шар для боулинга выбил нескольких десятков гонщиков. В завале оказались Ваут ван Арт, Жюлиан Алафилипп, Мадс Педерсен, Яспер Стёйвен, а также Тим Велленс, который (как позже станет известно) получил перелом левой ключицы.

При этом сам Мацеюк не только не пострадал, он даже удержался в седле. Жюри приняло решение о немедленной дисквалификации гонщика. Позже в соцсетях он напишет о «самой большой ошибке» и извинится за свои действия.

Тим Велленс. Фото: Cor Vos
Тим Велленс. Фото: Cor Vos

В пелотоне, конечно, воцарился хаос. И не только из-за этого завала, сколько из-за высокого темпа. Многие команды попытались воспользоваться моментом и уехать вперёд. Вскоре образовалась новая группа преследователей беглецов, в которую вошли Маттео Трентин, Ив Лампарт, Натан Ван Хойдонк. Их догнали Флориан Вермеерш, Мадс Педерсен, Джонатан Нарваес, Каспер Асгрин, Неилсон Паулесс, Фред Райт и Стефан Кюнг. И эта группа представляла большую угрозу для «Большой тройки»: Матье ван дер Пул, Тадей Погачар и Ваут ван Арт, правда, пока ещё плелись далеко позади — в пелотоне. Вскоре к группе преследователей сумели переложиться Маттео Йоргенсон и Бенуа Конефруа.

И вот уже преимущество этой группы над пелотоном выросло до минуты, затем до полутора, а далее превысило 3 минуты. Асгрин, Кюнг и Трентин, стартовали с очень хорошим преимуществом в следующей горной зоне Берг — Тен-Хаут — Канариберг — Ауде Кваремонт — Патерберг. Восемь беглецов были пойманы преследователями и стали частью их группы, которая расширилась до 17 велосипедистов.

И, что удивительно, но пелотон в целом никуда не торопился. И его в очередной раз поразил завал. В чреве пелотона упало несколько гонщиков, и больше всех пострадал капитан Intermarché — Circus — Wanty Биниам Гирмай, на которого после падения наехало сразу несколько человек. На земле оказался и Матей Мохорич.

Знаменитый холм с брусчаткой Ауде Кваремонт стал одним из моментов истины как среди группы лидеров, так и в пелотоне. Маттео Трентин решил встряхнуть лидирующую группу, и итальянцу это отлично удалось. В свою очередь Тадей Погачар впервые продемонстрировал насколько он силён: резкое ускорение мгновенно разделило словенца и остальных. За колесо капитана UAE Emirates зацепились Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт. Вскоре тут появись Кристоф Лапорт и Том Пидкок.

Далее следовал крутой Патерберг. Этот довольно сложный, с большими градиентами холм, стал ещё одним местом атаки Погачара. Словенец, как и говорил перед стартом, пытался утомить Матье ван дер Пула и Ваута ван Арта. А тем ничего не оставалось, как следовать за Тадеем.

В лидирующей группе к тому моменту инициативу проявил Каспер Асгрин. Но его не отпускали. Погачару удалось взобраться на вершину склона первым, хотя на небольшом отдалении ехали Матье, Ваут и Том Пидкок. На более равнинных километрах после Патерберга по направлению к Коппенбергу Погачар сбавил обороты и дождался троицу. Здесь произошло несколько неожиданное событие. На борьбу со словенцем Jumbo-Visma отправила не своего капитана, а Кристофа Лапорта. Однако в любом случае главным фаворитам пришлось потратить немало сил, чтобы поддерживать темп Погачара.

По логике, лидирующая группа должна была ускоряться: это была единственная возможность купировать опасность со стороны «Большой тройки». Но она не ускорялась, хотя поддерживала высокий темп. Этого было мало… Преимущество над группой Погачара быстро сокращалось. За 65 километров до финиша лидеры опережали соперников на 3 минуты. Но одной своей атакой Тадей отыграл минуту! А вскоре отрыв сократился до полутора минут. Стало понятно, что на оставшихся 30 километрах лидеры не сумеют сохранить свои шансы на победу.

Погачар продолжал раскачивать соперников. Он атаковал на каждом подъёме. И атака на Коппенберге принесла свои плоды: впереди осталось только три гонщика. Кристоф Лапорт и Том Пидкок не выдержали темпа и отвались. Вперёд мчались Тадей, Ваут и Матье. За 30 километров до финиша разница между двумя группами составляла только 40 секунд. Усталость начала сказываться на большинстве гонщиков, хотя Мадс Педерсен явно ещё не собирался сдаваться. Датчанин из Trek — Segafredo затеял атаку и первым добрался до вершины хитрого холма Круисберга.

На этом самом Круисберге пришло время Матье ван дер Пула: летучий голландец на какой-то сумасшедшей скорости полетел в гору. Ему удалось главное — он выбил из игры своего великого соперника Ваута ван Арта. А вот Погачар как ни в чём не бывало оставался на колесе гонщика Alpecin — Deceuninck. Было видно, что опытный и сильный капитан Jumbo-Visma очень устал, у него кровило колено после завала на ранней стадии гонки, и ему было тяжело поддерживать высочайший темп соперников.

Дуэт ван дер Пула и Погачара устремился вперёд — в погоне за лидирующей группой и Мадсом Педерсеном, который опережал эту группу на 20 секунд. Ехал датчанин просто отлично. Предстояло ещё раз проехать Кваремонт. И к тому моменту Погачар и ван дер Пул настигли лидирующую группу, из которой Натану Ван Хойдонку пришлось притормозить и дожидаться своего капитана — Ваута ван Арта. Ему предстояло вдохнуть в бельгийца второе дыхание. И, надо отметить, ему это в конечном итоге удалось сделать.

Маттео Трентин вполне очевидно начал работать на своего капитана — Тадея Погачара. Итальянец раскручивал педали и группе пришлось ой как не сладко, но догнать Педерсена до подъёма всё равно не получилось. Но это было временно.

Во время подъёма на Кваремонт Погачар предпринял очередную атаку, да такую, что он мгновенно умчался вперёд. Даже такой опытный и физически сильный гонщик как Матье ван дер Пул не сумел удержаться за ним. Конечно, голландец не собирался сдаваться. Но отрыв между ним и Погачаром только рос. Сначала — 10 секунд. Затем — 15. На вершине Патерберга разница немного сократилась (до 12 секунд), но Погачар, казалось, был полон сил. Он не собирался останавливаться.

Менее чем за 20 километров на победу по-прежнему претендовали только два гонщика — Тадей Погачар и Мадс Педерсен. Но если за Тадеем не сумел удержаться Матье, то и Мадсу это было не подвластно. Датчанину пришлось отступить и вот уже впереди ехал только один человек, за плечами которого было две победы на монументальных велогонках, Гранд-тур и ещё много чего.

Матье ехал тяжеловато. Ему действительно было тяжело. Как ни старался, но приблизиться к Погачару ему не удавалось. А это было главной задачей: если бы он сел на колесо Погачара и они вместе доехали бы до финиша, то уже у Тадея не было бы шанса на победу, поскольку тот не обладает хорошим спринтом, а вот Матье — обладает. Это понимал и сам Погачар, задачей которого было на последних километрах «Тура Фландрии» не подпустить к себе голландца. И он не подпустил.

Последняя прямая… Уставший капитан UAE Emirates оборачивается, видит вдалеке ван дер Пула, и спокойно празднует победу. Он одержал одну из крупнейших побед в сезоне, если не в карьере. И более того, Тадей стал третьим гонщиком в истории мирового велоспорта, кому покорились «Тур Фландрии» и «Тур де Франс». Двое других — легендарные Луи Бобе и Эдди Меркс.

Матье ван дер Пулу пришлось довольствоваться вторым местом после титанической дуэли, но он в четвёртый раз поднимается на подиум «Тура Фландрии» за последние 5 лет. Он проиграл 16 секунд.

Спринт за третье место выиграл Мадс Педерсен, опередивший на несколько сантиметров Ваута ван Арта. Эта пара проиграла победителю 1 минуту и 12 секунд. Следом за ними финишировали Неилсон Паулесс из EF Education — EasyPost, что для американского велогонщика представляется большим успехом. Стефан Кюнг, Каспер Асгрин и Фред Райт финишировали тут же. Спустя 7 секунд до финиша добрался ещё один американец — молодой представитель Movistar Маттео Йоргенсон. Замкнул десятку лучших «Тура Фландрии» Маттео Трентин.

Матье ван дер Пул, Тадей Погачар и Мадс Педерсен
Матье ван дер Пул, Тадей Погачар и Мадс Педерсен

«Я стартовал с желанием победить. Гонка долгое время складывалась удачно для нашей команды. Натан Ван Хойдонк был частью опасной группы. Но всё пошло не так, как мы надеялись. Погачар и ван дер Пул оказались очень сильными. Меня немного удивила атака Матье на Круисберге. Возможно мой разум уже был слишком занят тем, что должно было произойти спустя несколько десятков километров. Но в ногах появилась тяжесть и усталость. Мне жаль, что наша команда не попала на подиум. Мы этого заслужили. Но завтра я переверну эту страницу и сосредоточусь на «Париж — Рубе». Я не собираюсь прятаться в угол. На следующей неделе я вновь буду бороться изо всех сил», — отметил Ваут ван Арт после финиша.

«Я всё же очень счастлив. Ван дер Пул и Погачар были просто сильнее меня. Но я всем говорил до старта, что я попытаюсь навязать им свою борьбу. Это сработало. Думаю, моя атака была слишком затяжной, но мне удалось сохранить немного сил для финала. Я был совершенно выжат, у меня не было сил. Я победил [Ваута ван Арта] каким-то чудом», — рассказал Мадс Педерсен.

«Конечно, я немного разочарован, но это не так уж и плохо. Сегодня Тадей был слишком силён. Я не смог парировать его атаку на Кваремонте. Жаль, но лично для меня это был один из лучших выпусков «Тура Фландрии». Даже после последнего Патерберга до финиша я не снижал нагрузку ниже 400 Ватт. Вот так я заслужил второе место. Мне не на что жаловаться. Единственный вывод, который я могу сделать, это то, что у меня хорошая физическая форма. Я выложусь по полной в Рубе, но я уже провожу очень хороший сезон. Сегодня я тоже чувствовал себя очень хорошо, но победить не смог», — отметил Матье ван дер Пул.

Тадей Погачар выиграл уже три монументальных велогонки: сегодня ему покорился «Тур Фландрии». Говорит, что хотел бы выиграть все пять: «Это было здорово! Это день я никогда не забуду. Чтобы победить, я знал, что мне нужно идти в сольную атаку на Кваремонте. Там я отдал всё! А на Патерберге я чуть не сломался. Это было действительно тяжело. Когда я выйду на пенсию, я смогу гордиться своей карьерой. Но я постараюсь выиграть все монументы: «Милан — Сан-Ремо» — самый сложный, я думаю. Я был близок к этому несколько раз, но на вашей стороне должна быть удача. А насчет Рубе… Тогда мне придётся набрать несколько килограммов. Мы постараемся, но это будет очень сложно».

Поделиться с друзьями: