Предпоследний этап веломногодневки «Джиро д’Италия» (Giro d’Italia), проходивший от Верресса до Сестриере, оказался настоящим испытанием для всех гонщиков, но также определил имя победителя Гранд-тура и обернулся провалом для команды-фаворита. Победителем этапа стал Крис Харпер из Jayco — AlUla, но не он стал главным действующим лицом, которого ждала публика. Хотя австралиец и завоевал свою главную победу в карьере.

А потом были слёзы… Мы видели их всего секунду — до того, как Саймон Йейтс, новый обладатель розовый майки и фактически победитель гонки, мгновенно затерялся в безумии тел, микрофонов и камер. Каждый хотел взглянуть на человека, который осуществил свою мечту. Саймон, который обычно так сдержан, в этот раз не сдерживал себя от эмоций. Он выиграл La Corsa Rosa — гонку, которая отняла так много сил, но одновременно и вознесла до небес с чувством полного удовлетворения от победы. Велогонка не часто дарит сказочные финалы, но эта победа была романтикой, эдаким волшебством.
«Я провел большую часть своей жизни, целясь в эту гонку. Было много неудач, с ними трудно было справиться. Я не верю, что наконец-то у меня получилось», — заявил Йейтс после финиша, когда сотрудники команды Visma | Lease a bike всё ещё пытались оградить 32-летнего британца от назойливых репортёров и телекамер.
Всё решил перевал Колле-делле-Финестре. Где однажды (в 2018 году Саймон проиграл Крису Фруму, забравшему у него розовую майку на 19-м этапе гонки) он потерял всё, но и тот же Финестре, где он отыграл всё обратно в 2025 году.
Организаторы подготовили на 20-й день гонки два сложных горных финиша — сначала пелотону нужно было подняться на живописный грунтово-шоссейный перевал Колле-делле-Финестре длиной 18,5 километра со средним градиентом около 9% (этот подъём занял у Йейтса час, а в 2018 году — на 20 минут больше), а затем их ждал заключительный финишный подъём в курортный город Сестриере протяженностью 14 километров с уклоном порядка 4%.
Главной интригой последнего серьёзного горного испытания стало противостояние трёх главных претендентов на победу в гонке: обладателя розовой майки Айзека Дель Торо из UAE Emirates — XRG, эквадорца Ричарда Карапаса из EF Education — EasyPost и британца Саймона Йейтса из Visma | Lease a bike.
Сразу после нейтрального отрезка начались активные атаки. Первым проявил активность бельгийский гонщик Дрис де Бондт, к которому вскоре присоединились Тимо Килих, Сильвен Моник, Энцо Паллини, Ким Хайдук, Якопо Моска и Джанмарко Гарофоли. Однако отрыв быстро вырос до 31 человека. А вот пелотон с фаворитами никуда не торопился.
За три километра до подъёма на Колле-делле-Финестре группа беглецов заметно увеличила своё преимущество над основной частью пелотона — до целых 10 минут. В этом отрыве был будущий помощник Саймона Йейтса Ваут ван Аэрт. А вот от UAE Emirates — XRG в этом отрыве никого не было, что, возможно, и стало причиной их провала. Ван Арт и Дрис де Бондт, активно соперничавшие друг с другом, разгоняли группу.









Подъем на Финестре прошёл в обстановке ожесточённой борьбы. Уже у подножия начался активный прессинг пелотона со стороны EF Education — EasyPost. Именно команда Карапаса предприняла мощнейший рывок почти с самого основания горы, отрезав Дель Торо от своей команды. Группа фаворитов оказалась разбита: лидер гонки Дель Торо потерял контакт с конкурентами, пропустив первое ускорение. Карапас пытался развить успех, но мексиканец всё же отреагировал и добрался эквадорца. Вместе они оторвались на 20 секунд от Саймона Йейтса. Правда, этим преимуществом в конце концов им не удалось воспользоваться, поскольку дальнейших атак и ускорения не последовало.
Настоящая схватка развернулась ближе к вершине, когда уже в самой группе лидеров Йейтс предпринял агрессивную серию контратак. Первые попытки британца вырваться вперёд оказались неудачными, однако вскоре его очередное ускорение привело к новому расколу. Секунда за секундой и вот уже минута преимущества британца над главными соперниками, которые, как казалось, больше уделяли времени борьбе друг с другом, чем попытками догнать опасного гонщика Visma | Lease a bike.
Последние 8 километров до вершины Финестре представляли собой сложную и очень плохую грунтово-гравийную дорогу. Однако Йейтс справлялся с подъёмом и на вершине перевала опережал Карапаса и Дель Торо на 1 минуту и 40 секунд. Казалось бы, сейчас мексиканец и эквадорец должны были включиться в атаку, стараясь нивелировать отрыв до Йейтса. Но к удивлению большинства этого не последовало. Они фактически прекратили борьбу, полностью приняв поражение. А после финиша успели обвинить друг друга в неудачах.


«Дель Торо не умеет гоняться», — сказал откровенно Ричард Карапас. Смелое заявление.
Но и Айзек Дель Торо не остался в долгу, возложив вину за такой печальный итог на соперника: «Сначала я играл от обороны против Саймона и Ричарда. Я хотел оказать давление на Ричарда, чтобы тот атаковал Саймона, потому что он был третьим. Но в конце концов их команда [Visma] отыгралась. Было слишком поздно, потому что никто не хотел нам помогать. На вершине Финестре я сказал Карапасу: «Сейчас самое время. Если хочешь помочь, хорошо. Я не буду работать один. Это 40 секунд, что почти ничего». Но он ответил: «Не сейчас, потому что ты мне не помог, когда мы отставали на 20 секунд [от Йейтса]». И я сказал: «Ладно…». Если я уже проиграл в генеральной классификации, то, по крайней мере, не собираюсь терять и второе место».
Тем временем Саймон Йейтс в конце спуска с перевала добрался до Ваута ван Арта, который успешно пережил сложнейшее восхождение и ждал своего капитана, чтобы завершить спуск и разогнать его на последнем подъёме дня. Свою работу ван Арт выполнил безукоризненно, отдав все силы.
Карапас и Дель Торо настолько сбавили темп, что их догнали гонщики их собственных команд, а также другие соперники. В таком составе они и продолжили оставшиеся километры до самой финишной черте, сохранив за собой второе и третье место в генеральной классификации.

В соцсетях уже бушевал пожар — команду UAE Emirates — XRG какими только негативными эпитетами не проклинали. И отчасти эта критика была вполне справедливой, ведь они сами никого не отправили в отрыв дня, они не сохранили Айзеку помощников на ключевом и сложнейшем подъёме дня, и, в конце концов, они отказались от борьбы, хотя она могла принести пользу, поскольку в генеральной классификации Дель Торо опережал Саймона Йейтса на 1 минуту и 20 секунд, а на вершине Финестре мексиканец проигрывал всего 1 минуту и 40 секунд. То есть ему было достаточно отыграть секунд 30, чтобы розовая майка осталась на его плечах, а сам он вписал своё имя в историю легендарной велогонки, окончательно погрузив всю Мексику в ликование из-за осуществившейся мечты простого парня из страны, не богатой на велосипедные традиции и победы.
Однако теперь это уже история. Завтра гонщики проедут по Риму, а Саймон Йейтс в розовой майке победителя получит Trofeo Infinito — главную награду «Джиро д’Италии».