Новости велоспорта можно читать в Telegram. Подпишись!

«Париж — Рубе — 2023»: как Матье ван дер Пул выиграл монументальную весеннюю классику

Матье ван дер Пул

Лицо Матье ван дер Пула в знаменитой душевой на велодроме Андрэ-Петрио в Рубе излучало спокойствие и какое-то внутреннее удовлетворение… несколько минут назад он выиграл монументальную велогонку «Париж — Рубе», поднял булыжник над головой, принял тысячи поздравлений очно и заочно… Многие из этих душевых отмечены табличками с именами победителей гонки, так что вскоре тут скорее всего появится и его табличка. Мы расскажем о том, как прошло 120-е издание изюминки весеннего календаря мирового велоспорта.

Йеспер Филипсен (слева), Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт
Йеспер Филипсен (слева), Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт

Начнём с цифр. Протяжённость гонки в этом году составила 256,6 километра, на преодоление которых у Матье ушло 5 часов 28 минут и 41 секунда. У последнего финишировавшего спортсмена — Дерека Джи из Israel — Premier Tech — это время было на 25 минут и 44 секунды хуже. Хотя формально канадец и значится последним из финишировавших, но было ещё три человека, которые добрались до финиша, но не вписались во временной лимит, — это были молодой Джошуа Тарлинг из INEOS Grenadiers, Дориан Де Маэхт и Карл Патрик Лаук из Bingoal WB.

Формально из 175 гонщиков, вышедших на старт в Компьене, до финиша доехало 135 человек (плюс трое, которые не вписались во временной лимит). Таким образом с гонки по разным причинам сошли 37 человек. В том числе и победитель 2022 года Дилан ван Барле. Больше всего сошедших представляли команду Bahrain — Victorious: Камиль Градек, Джонатан Милан, Душан Райович и Фред Райт. Троих (из 7) гонщиков лишилась Soudal — Quick Step — Каспер Асгрин, Давиде Баллерини и Берт ван Лерберге. По три гонщика потеряло ещё несколько команд. И как правило все они сошли из-за завалов.

Средняя скорость победителя — 48,841 километра в час. Сольная атака Матье ван дер Пула, принёсшая ему победу, состоялась за 15,1 километра — на выезде из одного из ключевых паве — Карфур-де-л’Арбр. Там же случился прокол у Ваута ван Арта, который собственно и определил судьбу гонки. В итоге на подиум поднимутся два представителя команды Alpecin — Deceuninck — Матье ван дер Пул и Йеспер Филипсен, обыгравший в спринте ван Арта на финише.

Гонка началась в высоком темпе. Множество атак по-началу так ни к чему и не привели. Спустя несколько километров от пелотона оторвались Сильван Дилье и Дориан Де Маэхт (тот самый, что потом не впишется во временной лимит). Райан Маллен также атаковал, так что вскоре впереди ехало 4 человека. Правда, их лидерство не было долгим.

Проехав чуть менее 100 километров образовался новый квартет лидеров: Сьорд Бакс из UAE Emirates, Юри Холлманн из Movistar, Йонас Кох из Bora — Hansgrohe, и Дерек Джи из Israel — Premier Tech. Нильс Эйкхофф также пытался с ними уехать, но в итоге вернулся в пелотон.

Квартер с минутным отрывом первым доехал до первого сектора с брусчаткой. В пелотоне ситуацию контролировали гонщики Alpecin — Deceuninck. И надо отдать должное этой команде — она вынесла уроки «Тура Фландрии». Теперь Матье окружало большое количество оруженосцев. Последовали и первые серьёзные завалы, выбившие из гонки Петера Сагана (гонщик TotalEnergie потом пошутит, что «встретил Коннора МакГрегора» — прим. ред.) и Давиде Баллерини. Падали и другие. Не повезло Матею Мохоричу и Нильсу Политту.

В преддверии знаменитого леса Аренберга — пятизвёздочного сектора с брусчаткой — темп ещё больше возрос. Буквально на въезде случился очередной завал. Булыжники нещадно уничтожили несколько колёс велосипедов, буквально разорвав их на части.

Примерно в этот момент последовала атака Ваута ван Арта, которая разнесла пелотон на куски. За капитаном Jumbo-Visma последовали Джон Дегенкольб (DSM), Кристоф Лапорт (Jumbo-Visma), Матье ван дер Пул, Стефан Кюнг (Groupama — FDJ) и Мадис Михельс (Intermarché — Circus — Wanty). Они мгновенно оторвались от остальных на 40 секунд, а квартер беглецов был впереди совсем близко — в 18 секундах. Брусчатка в лесу имела пять звёзд совсем не случайно. Трясло зубодробительно, и многие не выдержали. Дилан ван Барле, Матей Мохорич и Каспер Асгрин среди прочих оказались на земле. Пелотон развалился на куски окончательно.

Вскоре большая группа фаворитов нагнала беглецов. Но тут не повезло Кристофу Лапорту — он поймал прокол и слишком долго ждал техничку. У Ваута ван Арта не осталось ни одного помощника. Место Лапорта занял Мадс Педерсен из Trek — Segafredo. Вскоре присоединились Филиппо Ганна, Макс Вальшайд, Лауренц Рекс, Джанни Вермеерш и Йеспер Филипсен. Таким образом в ведущей группе у Alpecin — Deceuninck было сразу три человека.

Эта группа некоторое время ехала в таком составе, поддерживая довольно высокий темп. Пелотон находился в двух минутах позади и фактически уже не представлял опасности, несмотря на то, что впереди было ещё около 70 километров.

Jumbo-Visma понимала, что оставлять одного ван Арта в компании Матье и двух его помощников — опасно. И отправила вперёд Лапорта и Натана Ван Хойдонка, но те так и не сумели догнать лидирующую группу.

Незадолго до одного из ключевых паве в Монс-ан-Певеле Матье предпринял первую свою атаку. Ван Арт был внимателен. Но это была лишь проверка. Летучий голландец по-настоящему не собирался атаковать так рано. Он лишь проверил соперников и отсёк лишних из них. Лишними в этом случае были Сьорд Бакс и Джанни Вермеерш.

К финишу ехали 7 человек. Их отрыв был существенным. Матье ещё несколько раз проверял атаками соперников, но те не поддавались. Кюнг, Ганна, Дегенкольб и Педерсен были внимательными. Ваут ван Арт неотступно ехал рядом с Матье.

Вскоре Йеспер Филипсен получил прокол и ему пришлось менять велосипед. Но сделал он это быстро, да и группа не торопилась избавляться от него, так что ничего не изменилось. За победой ехали семь велосипедистов. Все ждали заключительного пятизвёздочного паве — Карфур-де-л’Арбр. Сектор с брусчаткой и коварным поворотом почти под прямым углом должен был стать водоразделом. Ведь явно никто не хотел ехать к финишу и решать судьбу гонки в спринте. В первую очередь этого не хотел ван дер Пул, а потому именно тут, на выходе из этого паве, на том самом повороте включил газ на полную катушку. А вот Ваут поймал прокол именно тут, на выходе из поворота. Это в конечном счёте стоило ему победы.

В мгновение ока летучий голландец проделал дыру в боевых порядках. Сначала 5 секунд, затем 15. Потом — 20… 25 секунд. Ван Арт, сменивший велосипед, понимал, что отыграть это на остатках дистанции будет практически невозможно. Тем более без поддержки товарищей. Остальные также не сумел последовать за ван дер Пулом. Уж слишком лихо Матье нокаутировал их этой атакой.

Педерсен, Филипсен, Ганна, Кюнг и вернувшийся ван Арт нашли друг друга и уступали 20 секунд. Филипсен в этом случае был тормозом для группы — он работал на то, чтобы его капитан получил как можно большее преимущество. И он его получил. За 10 километров до финиша темп совсем сбился и преследователи Матье потеряли возможность бороться за победу в гонке. Стало понятно, что победителем 120-го юбилейного издания «Париж — Рубе» будет капитан Alpecin — Deceuninck Матье ван дер Пул. Он первым вьехал на велодром в Рубе, проехал полтора круга и уже никуда не торопясь поднял руки вверх, празднуя победу в гонке.

Тем временем ван Арт и Филипсен сбросили остальных соперников и решили исход второго и третьего места. Ваут борьбу за второе место проиграл штатному спринтеру Alpecin — Deceuninck. В итоге Филипсен и ван Арт проиграли 46 секунд — они уступили Матье целый круг на велодроме. Спустя 4 секунды после них финишировал Мадс Педерсен, Стефан Кюнг и Филиппо Ганна.

Более чем через минуту финишировал Джон Дегенкольб. Гонщик команды DSM и победитель «Париж — Рубе — 2015» упал при прохождении Карфур-де-л’Арбр. Причём его падение стало поводом для широкого обсуждения в соцсетях, поскольку упал немец из-за локтя ван дер Пула.

«Это, конечно, большое разочарование… Очень жаль, что меня лишили возможности получить очень хороший результат. Я, конечно, не был сильнейшим в этой группе, но Рубе есть Рубе, и всё может случиться, когда ты в этой группе, так близко к цели. На Карфур-де-л’Арбрe я был на правой стороне дороги, а Йеспер немного сместился вправо в тот самый момент, когда я ехал по обочине. Внезапно в просвет попал Матье и мне просто не хватило места. Я врезался в зрителей на обочине. У меня в данный момент довольно сильная боль в плече. Чёрт, столько лет прошло с тех пор, когда я в последний раз участвовал в таком жёстком финале», — рассказал позже Дегенкольб.

Матье после финиша излучал счастье. «У меня был один из лучших дней на велосипеде. Я чувствовал себя очень сильным и несколько раз пытался атаковать. Разгрузить ребят было сложно. На последнем отрезке Дегенкольб сначала упал, поэтому мне пришлось сокращать отставание от Ваута. Потом понял, что у него был прокол. После этого я был один и поехал к финишу. Я знал, что у него проблема. Жаль, потому что иначе мы могли бы вдвоём побороться. К сожалению, проколы являются частью гонок. Я уже говорил, что вам нужно немного удачи и хорошие ноги. Сегодня у меня было и то, и другое», — сказал он в коротком интервью.

«Мы бы не осмелились мечтать об этом, но это останется со мной надолго. Мы можем быть очень довольны собой как командой. Мы гордимся собой. Всё должно было встать на свои места, и сегодня это случилось. Это очень красиво. Мы с Матье очень хорошо ладим. Я счастлив отблагодарить его за эту гонку. Я чувствовал себя очень хорошо и мог противостоять всему и всем, и я рад, что смог сыграть свою роль таким образом», — признался Йеспер Филипсен.

«Обидно, что мне так не повезло (из-за необходимости сменить велосипед в самый ответственный момент атаки Матье — прим. ред.). Я чувствовал себя хорошо и смог атаковать на Карфур-де-л’Арбр… но прокололся. Обидно, потому что у нас был шанс дойти до финиша дуэтом, и у меня был бы шанс. Но такова жизнь. Когда я прокололся, это было похоже на кошмар, я не мог поверить, что это было на самом деле, но моя шина была действительно спущена. Я старался оставаться позитивным, чтобы вернуться в гонку и попытаться догнать Матье, но невозможно закрыть 20-секундный просвет на ком-то вроде него», — сказал Ваут ван Арт.

Поделиться с друзьями: