Новости велоспорта можно читать в Telegram. Подпишись!

Превью велогонки «Париж — Рубе — 2022»: погружаемся в «Северный Ад»

Ваут ван Арт на «Париж — Рубе — 2021»:

Велогонка «Париж — Рубе» — одна из самых интересных монументальных классик, проходящая на севере Франции. Её с удовольствием ждут многие велосипедисты и любители велоспорта. Прошло чуть более полугода с момента, когда Сонни Кольбрелли поднял над головой заветный булыжник в качестве победителя 118-го издания велогонки. В прошлом году «Северный Ад» стартовал в октябре из-за ситуации с коронавирусом, а в этом году организаторы решили вернуть гонку на привычное место в велосипедном календаре — на весну.

17 апреля на старт велогонки выйдет вся элита мирового велоспорта. Надежда одна — первым доехать до старинного велодрома в Рубе и вписать своё имя в историю. А то, что это будет новое имя — однозначно. Из-за проблем со здоровьем Сонни Кольбрелли не примет участие в 119-м выпуске «Париж — Рубе».

В этом году дистанция велогонки составляет 257,2 километра, а значит пелотон проведёт в седле около 6 часов. 55 километров — секции «паве», а проще говоря сектора с брусчаткой, сложность которых измеряется от одной до пяти звёзд, где пять звёзд — самые сложные участки, с неплотным примыканием разного калибра камней друг другу. То ещё приключение для пятой точки и кистей.

Старт первой велогонки «Париж — Рубе — 1896»
Старт велогонки «Париж — Рубе — 1896»

История «Париж — Рубе»

Велогонка «Париж — Рубе» уже много десятилетий считается одной из лучших классических однодневных велогонок мира. В 1896 году ей дали жизнь пара приятелей — производители текстиля из Рубе: Теодор или просто Тео Вьенн и Морис Перес были так впечатлены велогонкой «Бордо — Париж», впервые проведённой в 1891 году компанией Le Véloce-Sport, протяжённостью более 600 километров, что захотели организовать свою собственную гонку. Только она должна была быть чуть менее протяжённой и финишировать на велодорожке, которую они построили годом ранее в Рубе. Остановились на 280 километрах.

Тео Вьенн — весьма примечательный человек. Он родился в Рубе 28 июля 1864 года. Помимо производства текстиля, он также увлекался спортом, но только с точки зрения бизнесмена. Благодаря ему и появился знаменитый велодром в Рубе, а также городская арена для боя быков. Вьенн пропагандировал греко-римскую борьбу, профессиональный бокс и бильярд. The New York Times описала его как «ведущего бойцовского промоутера Франции». Именно ему принадлежало Grande Roue de Paris — тогда самое большое колесо обозрения в мире. И он же основал спортивную арену Wonderland Français в Луна-парке в Париже.

Вьенн и Перес понимали, что просто собрать гонщиков и отправить их в путь — мало. Нужны журналисты, которые бы эту велогонку освещали. А потому и представили план своего мероприятия крупной французской газете Le Vélo. Редактор издания Виктор Брейер решил на собственном опыте и собственном велосипеде проехать по предложенному маршруту, но погодные условия в тот день были очень плохими, а потому Брейер добрался до Рубе совершенно измученным и грязным с ног до головы. Сначала журналист решил, что устраивать гонку по предложенному маршруту слишком опасно, но в конце концов передумал.

Первый победитель

В 1896 году гонщики впервые отправились по маршруту Париж — Рубе. Победа досталась немцу Йозефу Фишеру — одному из немногих, кто вообще зарегистрировался и вышел на старт. Лишь четыре человека финишировали в течение часа после него. Тогда Фишеру был 31 год и он был в самом расцвете сил. Как и его соперники — датчанин Чарльз Мейер (выиграл «Бордо — Париж» длиной в 560 км в 1895 году) и француз Морис Гарен. Это позже Гарен станет первым победителем «Тур де Франс». Знаменитый Гранд-тур стартует после «Париж — Рубе» спустя 7 лет! Но прежде Гарен дважды выиграет «Париж — Рубе» — в 1897 и 1898 годах.

Фишер был единственным немцем, кому покорилась эта сложнейшая велогонка. И так было 119 лет, пока в 2015 году финишную черту на велодроме в Рубе не пересёк другой немец — Джон Дегенкольб.

Джон Дегенкольб побеждает на «Париж — Рубе — 2015». Фото: Cor Vos
Roubaix — France — wielrennen — cycling — radsport — cyclisme — John Degenkolb (Team Giant — Alpecin) — Zdenek Stybar (Team Etixx — Quick Step) — Greg Henderson (Team Lotto Soudal) — Lars Boom (Team Astana) pictured during Paris-Roubaix 2015 — photo PDV/PN/Cor Vos © 2015

Впрочем, больше всего в «Северном Аду» побед одержали велосипедисты из Бельгии — 57. Французы выигрывали 28 раз, итальянские велогонщики — 14, голландцы — 6, швейцарцы — 4 победы. И немцы, да, имеют на своём счету 2 победы. А что же российские и советские гонщики? Лишь Вячеслав Екимов в 2003 году сумел подняться на подиум «Париж — Рубе», проиграв легендарному Петеру ван Петегему и Дарио Пьери.

«Париж — Рубе — 1971»
«Париж — Рубе — 1971»

Лучшие из лучших

Без сомнения, одними из самых лучших и интересных гонок были с участием Роже Де Вламинка и Тома Боонена. Они оба имеют по четыре булыжника и делят рекорд по количеству побед на «Париж — Рубе». Де Вламинк побеждал в 1972, 1974, 1975 и 1977 годах, а Боонен — в 2005, 2008, 2009 и 2012 годах. Меньшее количество побед у Гастона Ребри, Рика ван Лоя, Эдди Меркса, Йохана Музеева и Фабиана Канчеллары.

При этом Боонен и Канчелара — единственные спортсмены из последних лет, кому гонка покорилась несколько раз. Ни одному из ныне действующий велосипедистов выиграть «Париж — Рубе» более одного раза не удавалось.

Том Боонен празднует четвёртую победу на «Париж — Рубе». Фото: Cor Vos
Том Боонен празднует четвёртую победу на «Париж — Рубе». Фото: Cor Vos

Гонка 2021 года

Спустя два с половиной года пелотон вернётся на бесчисленные «паве». Гонка в 2020 году была отменена из-за ситуации с Covid-19. А в прошлом году её пришлось перенести на октябрь, чем были несказанно обрадованы болельщики — ведь это дождливые дни, а значит напряжение и зрелищность событий по ходу 250-километровой дистанции становятся максимальными. Так и случилось. Бесчисленное количество проколов и механических проблем, завалы и разрушенные за несколько километров надежды — всё это было.

Мокрая брусчатка и серьёзная усталость спортсменов сказывалась. После трёх мощёных секций пелотон сократился примерно до 50 спортсменов. Многие топ-гонщики старались уехать вперёд, чтобы избежать неизбежных в таких погодных условиях завалов. Разумеется, все следили за Матье ван дер Пулом, Ваутом ван Артом, Грегом ван Аверматом, Джанни Москоном и многими другими спортсменами. На последних 50 километрах сформировалась большая группа из 27 человек, в числе которых были все фавориты.

Но впереди, примерно в 45 секундах от группы ван дер Пула, находились Джанни Москон, Флориан Вермеерш и Том ван Асбрук. Группа Ваута ван Арта и вовсе уступала 1 минуту и 40 секунд. Долгий отрезок до Берсе стал идеальным местом для атаки Москона: гонщик INEOS ловко уехал вперёд, оставив соперников далеко позади. Казалось, что итальянец вполне способен доехать в одиночку до финиша. Но его ждала неудача — он не удержал равновесие на скользкой дороге Сайсоинга и потерял много времени. Матье ван дер Пул к тому моменту сократил отставание до 10 секунд, что фактически означало поражение Москона.

Сонни Кольбрелли и Матье ван дер Пул на «Париж — Рубе — 2021». Фото: Getty Images
Сонни Кольбрелли и Матье ван дер Пул на «Париж — Рубе — 2021». Фото: Getty Images

Впереди велосипедистов ожидал Carrefour de l’Arbre — официально Pavé de Luchin или мощеная дорога в 2,1 километра в муниципалитетах Кампин-ан-Певеле, Байё-Син и Грюсон в северном департаменте Северной Франции. Это место было полем битвы при Бувине, которая положила конец англо-французской войне в 1214 году. А в 2021 году оно стало моментом атаки капитана Alpecin — Fenix: Матье ван дер Пул серьёзно прибавил в темпе, в результате чего достиг Москона за 16 километров до финиша. Поняв, что справиться с заданным темпом Джанни не способен, он оставил попытки. Но на колесе ван дер Пула оставался другой итальянец — Сонни Кольбрелли из Bahrain — Victorious. Именно он, Матье ван дер Пул и очень молодой представитель Lotto Soudal Флориан Вермеерш первыми въехали на велодром в Рубе.

Эта тройка и начала финальный спринт. Первым начал Вермеерш, за которым последовал ван дер Пул, но ни у бельгийца, ни у голландца не осталось сил на победу. А у итальянца — осталось. Сонни был экстазе от победы и не мог поверить своему счастью. Рухнув от бессилия в центре велодрома он только успевал глубоко дышать, улыбаться и принимать поздравления от товарищей по команде и соперников. Удивительно было то, что вторым финишировал не опытный ван дер Пул, а молодой Вермеерш, которому на тот момент было 22 года.

Подробный отчёт о событиях 2021 года — доступен по этой ссылке.

«Париж — Рубе — 2022»

Маршрут «Париж — Рубе — 2022» почти идентичен прошлогоднему. Компания-организатор ASO предложила дистанцию в 257 километров, 54,8 километрах из которых секции с брусчаткой — 30 участков. Это на 300 метров булыжников больше, чем в прошлом году. Изменение было сделано недалеко от Камбрезиса, практически в самом начале гонки. Старт «Северного Ада», как и в последние годы, состоится в Компьене, а финиш — традиционно на велодроме Рубе.

Первые 96 километров — асфальтовые дороги. Далее постепенно появляются секции с брусчаткой. Первым из которых будет трёхзвёздочный участок от Труавиля до Инши. Как всегда, паве пронумерованы от большего к меньшего. Таким образом, участок в Труавиле — это секция № 30. За ним довольно скоро следуют участки №№ 29-27. После Сен-Питона гонщики отправятся на север — в Осси, а затем их ждёт участок Хауси до Сен-Питона и Мартен-сюр-Экайон.

Trouée d’Arenberg
Trouée d’Arenberg

Один из самых знаменитых участков гонки — Trouée d’Arenberg. Это мощёная дорога посреди леса, протяжённостью в 2,3 километра является иконой «Париж — Рубе». Сотни и сотни фанатов находятся тут и поддерживают спортсменов. Этот участок имеет пять звёзд — то есть максимальной сложности. Именно он открывает финальную часть борьбы — последние 95 километров. После Аренберга пелотон проедет ещё 18 паве, два из которых также будут иметь сложность в пять звёзд — это Монс-Ан-Певель примерно в 50 километрах от финиша и Карфур-де-л’Арбр в 17 километрах от велодрома.

Последние километры не такие уж сложные, но благодаря огромной протяжённости и технической сложности маршрута, до финиша скорее всего доберётся небольшая группа гонщиков, если прежде кто-то не уедет в сольную атаку.

Все паве гонки:

30. Труавиль — Инши (за 161,4 км до финиша — здесь и далее) 2200 метров (протяжённость участка — здесь и далее) — *** (сложность участка — здесь и далее)
29. Вьели — Кьеви (154,9 км) 1800 метров — ***
28. Кьеви — Сен-Питон (152,3 км) 3700 метров — ****
27. Сен-Питон (147,6 км) 1500 метров — **
26. Осси — Сен-Мартен-сюр-Экайон (141,1 км) 800 метров — **
25. Сен-Мартен-Сюр-Экайон — Вертен (136,8 км) 2300 метров — ***
24. Капель — Рюэн(130,4 км) 1700 метров — ***
23. Артр — Керенэн (121,4 км) 1300 метров — **
22. Керенэн  — Мен (119,6 км) 2500 метров — ***
21. Моншо-сюр-Экайон (116,5 км) 1600 метров — ***
20. Авелюи — Валлер (103,5 км) 2500 метров — ****
19. Trouée d’Arenberg (95,3 км) 2300 метров — *****
18. Валлер — Элем (89,3 км) 1600 метров — ***
17. Хорнинг — Вандиньи-Амаж (82,8 км) 3700 метров — ****
16. Варлэн — Бриллон (75 км) 2400 метров — ***
15. Тиллуа — Сар-Э-Розьер (71,5 км) 2400 метров — ****
14. Бёври — Орши (65,2 км) 1400 метров — ***
13. Орши (60,2 км) 1700 метров — ***
12. Оши-Ле-Мин — Берзе (54,1 км) 2700 метров — ****
11. Монс-ан-Певель (48,6 км) 3000 метров — *****
10. Мериньи — Авелин (42,6 км) 700 метров — **
9. Ле Пон Тибо — Енвелен (39,2 км) 1400 метров — ***
8. Темплюв (Л’Эпинет) (33,8 км) 200 метров — *
8. Темплюв (Мулин-де-Вертан) (33,3 км) 500 метров — **
7. Сизуэн — Бургель (26,9 км) 1300 метров — ***
6. Бургель — Ванэн (24,4 км) 1100 метров — ***
5. Камфин-ан-Певель (19,9 км) 1800 метров — ****
4. Карфур-де-л’Арбр (17,2 км) 2100 метров — *****
3. Грузон (14,9 км) 1100 метров — **
2. Виллем — Ам (8,2 км) 1400 метров — ***
1. Рубе (Espace Charles Crupelandt) (за 1,4 км до финиша) 300 метров — *

Фавориты

Матье ван дер Пул. Фото: DAVID STOCKMAN / BELGA MAG/AFP via Getty Images
Dutch Mathieu van der Poel of Alpecin-Fenix pictured in action during a training session ahead of the 118th edition of the ‘Paris-Roubaix’, Thursday 30 September 2021. BELGA PHOTO DAVID STOCKMAN (Photo by DAVID STOCKMAN/BELGA MAG/AFP via Getty Images)

Безусловно, одним из самых ярких и талантливых велогонщиков, которые выйдут на старт в этом году, является капитан команды Alpecin — Fenix Матье ван дер Пул. Его извечный соперник Ваут ван Арт серьёзной преградой в этом году едва ли будет — бельгиец из Jumbo-Visma только что перенёс Covid-19 и выйдет на старт, как он сам признался, в не лучшей физической форме. Но, тем не менее, взгляды болельщиков и любителей велоспорта определённо будут обращены и в его сторону.

Стефан Кюнг
Стефан Кюнг

Весна для Стефана Кюнга оказалась довольно успешной — швейцарец из Groupama — FDJ имеет боевой настрой, а кроме того, он всегда хорошо едет на подобных гонках. Кюнг усложняет гонку, движется вперёд в нужные моменты, а также добивается неплохих результатов. Он был третьим на «Е3 Харелбеке», шестым на «Дварс дор Фландерен», пятым на «Туре Фландрии» и восьмым на Amstel Gold Race. Словом, 28-летний велогонщик имеет очень неплохие шансы подняться на подиум «Париж — Рубе» в этом году.

Каспер Асгрин. Фото: Getty Images
Каспер Асгрин. Фото: Getty Images

Традиционно однодневные гонки были удачными для представителей Quick-Step Alpha Vinyl Team, но в этом году у команды Патрика Лефевера всё идет наперекосяк. Касперу Асгрину будут очень сложно без поддержки бороться как с Кюнгом, так и с ван Артом и ван дер Пулом.

Дилан вар Барле
WAREGEM, BELGIUM — MARCH 31: Dylan Van Baarle of Netherlands and Team INEOS Grenadiers during the 75th Dwars Door Vlaanderen 2021, Men’s Elite a 184,1km race from Roeselare to Waregem / #DDV / #DDV21 / @FlandersClassic / A travers la Flandre / on March 31, 2021 in Waregem, Belgium. (Photo by Luc Claessen/Getty Images)

Команда INEOS Grenadiers в этом смысле смотрится лучше. Ядро британской команды будет сосредоточено вокруг Дилана ван Барле, ставшего вторым на «Туре Фландрии» в этом году. Голландец никогда не попадал в топ-10 на «Париж — Рубе», но в этом году как ни странно, имеет все шансы на это. Будет и Михал Квятковский — победитель Amstel Gold Race этого года. И, конечно, Филиппо Ганна! Итальянец посвятил подготовке к этой гонке очень много времени.

Мадс Педерсен
Мадс Педерсен

Команда Trek — Segafredo отправляется в Компьень в двумя лидерами — Мадсом Педерсеном и Йеспером Стёйвеном. И датчанин действительно может сыграть ведущую партию в пелотоне, особенно если сумеет усидеть на колесе Матье ван дер Пула.

Ваут ван Арт и Кристоф Лапорт
Ваут ван Арт и Кристоф Лапорт

Поскольку физическая форма Ваута ван Арта не так хороша, команда Jumbo-Visma сосредоточит свои усилия на Кристофе Лапорте и Тише Беноте. Лапорт перейдя в голландскую команду в этом году показывает феноменальные успехи.

Но кто же победит? Букмекеры делают ставку на Матье ван дер Пула. Следующие за ним по коэффициентам являются Стефан Кюнг и Кристоф Лапорт.

Поделиться с друзьями: