Том Пидкок выиграл 17-е издание итальянской однодневной велогонки «Страде Бьянке» (Strade Bianche): британец из INEOS Grenadiers пересёк финишную линию в Сиене после впечатляющего соло — более 50 километров 23-летний Том провёл в атаке и по пыльным дорогам добрался до знаменитой Пьяцца-дель-Кампо, где его приветствовала публика. Это было взаимно — Пидкок поднял руки и отпраздновал со зрителями свою самую значимую победу в карьере шоссейного велогонщика. 20 секунд спустя финишировал Валентин Мадуа из Groupama — FDJ, а спустя ещё пару секунд — Тиш Бенот из Jumbo-Visma.
В пятёрку лучших вошли Руи Кошта из Intermarché — Circus — Wanty, который благодаря удачному началу сезона возглавил рейтинг UCI после этой гонки, а также Аттила Вальтер из Jumbo-Visma. Они оба уступили победителю 23 секунды.
В свою очередь один из самых ярких фаворитов гонки, на которого многие делали ставку, финишировал только 14-м, проиграв Пидкоку без малого две минуты. Матье ван дер Пул из Alpecin — Deceuninck явно не ожидал такой прыти от британца и, конечно, как и большинство, не предполагал, что тот сумеет завершить свою длительную атаку победой. Но голландец просчитался. В этой же группе ван дер Пула к финишу прикатило ещё несколько сильных гонщиков, включая россиянина Александра Власова (25-й), — Куинн Симмонс из Trek — Segafredo, Михал Квятковский из INEOS Grenadiers, Тибо Пино из Groupama — FDJ и Варран Баргий из Arkéa — Samsic.
В свою очередь Матей Мохорич и Пельо Бильбао из Bahrain — Victorious, молодой француз Ромен Грегуар из Groupama — FDJ, Давиде Формоло из UAE Emirates, Андреас Крон из Lotto Dstny и Алексей Луценко из Astana Qazaqstan оказались впереди группы летучего голландца и расположились с шестого по одиннадцатое место в итоговом протоколе.
Классическая весенняя гонка «Страде Бьянке» многими называется «шестым монументом», поскольку сочетает в себе всё лучшее, что имеют пять знаменитых монументальных велогонок. Более три дистанции пелотон едет по типичным грунтовым дорогам Тосканы, поднимая столбы пыли — так, что не видно ни зги. Итальянцы такие дороги называют «стерратти». 63 из 184 километров — стерратти, разделённые на 11 секторов.
Отрыв дня случился рано. Свен Эрик Бистрём из Intermarché — Circus — Wanty, Алессандро Де Марки из Israel — Premier Tech и Иван Ромео из Movistar отъехали от пелотона и улетели вперёд почти на 7 минут. Несмотря на все попытки переложиться к лидерам Эрик Феттер из EOLO-Kometa так и не добился своей цели.
В пелотоне темп задавали команды Jumbo-Visma и Groupama — FDJ. Отрыв беглецов постепенно сокращался. В 70 километрах от финиша произошёл первый завал, главной жертвой которого стали Валентин Мадуа и Карлос Родригес. Оба гонщика продолжили свой путь, но были изрядно потрёпаны. Темп гонки оставался всё ещё довольно высоким, и это обстоятельство заставляло команды держать своих фаворитов в голове группы.
За 55 километров до поворота на очень важный 11,5-километровый участок Монте-Санте-Мари разница с группой беглецов всё ещё находилась в пределах трёх минут. На этом участке последовало ускорение Альберто Беттиоля из EF Education — EasyPost, на колесо которому сел Андреа Баджоли из Soudal — Quick Step. К ним же вскоре переложился и Том Пидкок. Британец ненадолго задержали со своими спутниками, а на коротком спуске оставил их позади. Беттиоль, Баджоли и Аттила Вальтер вернулись в пелотон к Матье ван дер Пулу и Жюлиану Алафилиппу. Эти гонщики ждали другого момента, совсем, казалось, не беспокоясь о Пидкоке, хотя тот уже почти на полминуты был впереди.
Незадолго до конца участка Монте-Санте-Мари, более чем за 40 километров до финиша, Матье ван дер Пул всё же понял, что так далеко отпускать столь сильного соперника нельзя и начал своё ускорение. Ромен Грегуар последовал за голландцев, после чего ускорились и остальные. Тим Велленс пропустил этот удар, поскольку у него были проблемы с экипировкой и бельгийцу пришлось меняться велосипедами с товарищем по команде.
Талантливый американец Магнус Шеффилд и Альберто Беттиоль попали в очередной завал и вылетели из погони за Пидкоком. Альберто получил травму, но всё же продолжил путь.
На следующем стерратти в группе преследователей Пидкока, Де Ммарки и Бистрёма вновь было неспокойно. Вновь завалы и группа преследователей дала очередную трещину. Вальтер, Грегуар, Мадуа, Бильбао, Крон, Формоло, Бенот, Мохорич, Симмонс и Кошта входили в новую группу преследователей.
В 23 километрах от финиша, на дороге Монтеаперти Том Пидкок сбросил последнего попутчика — Алессандро Де Марки. Итальянца вскоре обогнал Тиш Бенот, который хотел подъехать к британцу впечатляющим ускорением. Его товарищи по группе не сразу сообразили, что происходит. А вот Кошта и Мадуа быстро поняли ситуацию. Позже к ним присоединились Вальтер, Мохорич и Симмонс. Эта шестёрка находилась примерно в 14 секундах позади Пидкока, но организовать работу в группе не получилось и отрыв Тома вновь начал расти.
На последнем гравийном участке дня — Ле Тольфе — Том Пидкок имел преимущество примерно в 20 секунд. Мохорич рвался вперёд, однако на крутых участках словенцу противостоял молодой Аттила Вальтер, который умело обошёл 28-летнего представителя Bahrain — Victorious.
Спина Пидкока уже виднелась, он был всего-то в 10 секундах впереди: Мадуа, Бенот, Кошта и Вальтер видели его хорошо. Но началось самое интересное. У подножия заключительного подъёма Виа Санта-Катерина разница увеличилась до 30 секунд. Этого Тому оказалось достаточно для того, чтобы добраться до Пьяцца-дель-Кампо и одержать победу. Дистанцию представитель команды INEOS Grenadiers преодолел за 4 часа 31 минуту и 41 секунду.
Валентин Мадуа, несмотря на непростую гонку, финишировал вторым. Победитель «Кюрне — Брюссель — Кюрне — 2023» Тиш Бенот довольствовался третьим местом.
«Честно говоря, мне нужно время, чтобы осмыслить эту победу. На самом деле мы не планировали такого длинного соло. Но у меня были хорошие предчувствия. Я знал, что должно было случиться что-то хорошее. Я знал, что это будет мой день. То, что мне удалось, действительно невероятно. Это неописуемо! Я рад победе. Она не была простой, поскольку мне в спину дышали сильные соперники, особенно на последних километрах. Да и темп гонки был достаточно высоким. Я рад победе. Я счастлив», — сказал после финиша Том Пидкок.
Тиш Бенот после финиша признал, что в целом команда совершила ошибку: «Не нужно было играть с Томом, когда он уехал за 60 километров до финиша. Подиум был целью для команды. Будь это я или Аттила Вальтер. Я оказался на подиуме и это хорошо. Но мы ошиблись, не поверив в Пидкока. Он был больши фаворитам и предпринял такую дальнюю атаку. В итоге он выдержал этот путь, оказался сильнее, чем мы думали. Так что да, он заслужил победу. Аттила и я были одними из лучших в этой гонке. Правда, уже перед финалом, мы слишком много смотрели друг на друга, а надо было действовать. Мы могли выступить лучше», — отметил Бенот.
Между тем, Матей Мохорич раскритиковал гонщиков Jumbo-Visma, заявив, что они должны были пожертвовать кем-то одним, а не держаться вместе, сдерживая других. «Они не пожертвовали Аттилой, чтобы вернуть Пидкока. А это было возможно. Для меня это мало что меняет, потому что я тогда бы финишировал четвёртым, а не пятым. Но тем не менее, Пидкока можно было добрать. Да, Том был силён, и к счастью для него, мы не были столь быстры как хотелось бы. В любом случае, я выступил по-максимуму с теми ногами, что у меня есть. В финале я был совершенно пустым», — прокомментировал гонку гонщик Bahrain — Victorious.
Аттила Вальтер также признался, что нужно было действовать и попытаться догнать Пидкока на последних километрах, проложив дорогу Тишу Беноту для возможной борьбы с британцем на финише. «Это была моя ошибка. Я должны был лучше общаться с Тишем. Если я сравню себя, например, с Натаном Ван Хойдонком, я всё ещё могу быть лучше. Он уже давно знает Тиша и лучше его понимает. Тиш — отличный лидер. Дайте нам несколько гонок и мы хорошо сработаемся. В конце концов это моя первая гонка с ним. В целом я остался доволен своим выступлением. Я финишировал пятым на «Страде Бьянке». Мог бы я выступить лучше? Не знаю», — отметил 24-летний велогонщик из Венгрии, выступающий за Jumbo-Visma.
Один из самых ярких фаворитов Матье ван дер Пул признался после финиша, что «был достаточно хорош для участия в большой гонке, но не достаточно физически подготовленным для победы». «Ощущения были не самыми плохими. Но лично я не ожидал сейчас лучшей версии себя. Мне всё ещё нужна жесткость в гонках. И это нормально. Я хорошо проехал гравийные участки, но моги ноги были недостаточно хороши для преследования Пидкока. Я ничуть не разочарован. Я продолжу укреплять форму в «Тиррено — Адриатико» на следующей неделе», — прокомментировал капитан Alpecin — Deceuninck.