Новости велоспорта можно читать в Telegram. Подпишись!

«Нетфликсизация» Тур де Франс: когда велогонка становится сериалом

Тур де Франс 2026 года

ASO представила маршрут Тур де Франс 2026 года. 3333 километра, 54450 метров набора высоты. Организаторы не скрывают: их приоритет — постепенное нарастание напряжения. Если говорить языком музыки, это движение от диминуэндо к финальному крещендо. А если на языке Netflix — завязка, развитие, кульминация и мощная развязка в Альпах.

Хорошо ли это для велоспорта? Есть сомнения. При всём этом логика ASO понятна: времена меняются, и гонки, где люди едут по 200 с лишним километров в день, отходят на второй план. На первый план же выходят сокращённые и плотные профили — с тем, чтобы удерживать внимание так же, как сериал.

Пролог в Барселоне — и возвращение командного духа

Тур стартует в Барселоне с командной гонки с раздельным стартом. Однако ASO решила в некотором смысле перевернуть саму идею командной разделки: теперь каждому гонщику засчитают индивидуальное время, а не командное (по четвёртому финишировавшему).

Но в итоге получился компромисс — вроде бы командная гонка, но, по сути, индивидуальная. Это видится спорным вариантом. Всё же командная гонка хороша тем, что ограничивает сильнейших гонщиков результатами своих слабейших товарищей.

Тем не менее, возвращение командной разделке — уже хорошо. Монжуик станет ключевой точкой первого дня, но в идеале его стоило бы разместить ближе к середине дистанции, где он мог бы изменить стратегию гонки. Так или иначе, Барселона задаёт хороший тон началу — живое, динамичное открытие. Второй этап и повторное прохождение Монжуика с последующим кругом для панчеров, который нужно проехать трижды перед финишем: этот этап хорошо продуман, немного напоминает чемпионат мира, и вполне интересен.

Первая неделя: разнообразие

Первые шесть дней Тура выглядят бодро. После Барселоны гонщики отправятся в Пиренеи. Третий этап завершится финишем на Лез-Англь — редко посещаемом, но колоритном курорте, где могут пересечься интересы отрыва и пелотона. На четвёртом — новые холмы, новые атаки, и, вероятно, очередная смена жёлтой майки.

Пятый этап отдали спринтерам. После холмов дорога выровняется и даст шанс побороться за победу самым быстрым.

Шестой этап — пожалуй, может стать ключевым моментом первой недели. Гаварни и Турмале — хорошо знакомые названия. И если Тадей Погачар будет зол, то он вполне способен выиграть здесь не только этап, но и две-три минуты у Йонаса и Ремко. Но и атака отрыва вполне вероятна — местность благоприятствует.

Первая неделя в целом спроектирована хорошо — есть разнообразие, есть шансы для всех типов гонщиков и динамика, которой порой не хватало в прошлых годах.

Вторая неделя: ждём третьей

Вторая неделя начинается с финиша в Ле Лиоране — почти копия этапа 2024 года, за исключением того, что подъём на Пюи Мэри будет с более лёгкой стороны, поэтому тут сложно сказать, будет ли у нас острая борьба между фаворитами. Хотя искатели горной майки наверняка будут довольны. Далее — пара простых, «заполняющих» этапов. Спринтеры возьмут своё, генеральщики — выдохнут, зрители немного заскучают. Но лишь для того, чтобы снова проснуться в финале 205-километрового этапа, большая часть из которых — небольшие холмы, прежде чем пелотон подберётся к Коль Де Круа, а далее — к Балон д’Альзас, от вершины которой до финиша у гонщиков будет 30 километров. Здесь возможны самые разные сценарии.

Затем Тур отправляется в Верхнюю Савойю, где можно было бы развернуться — можно было организовать открытый горный этап, финиш в небольшой долине или что-то другое. Но нет, выбрали пикообразный подъём на плато Солезон. Честно говоря, не лучший выбор, поскольку регион даёт массу возможностей для творческих маршрутов, но организаторы явно берегут силы гонщиков перед третьей неделей.

Третья неделя: крещендо

26-километровая индивидуальная разделка с набором всего в 500 метров выглядит как насмешка. Без рельефа и протяжённости она не сможет ничего перевернуть, ничего отыграть и, как следствие, скорее будет проходной. Возможно, так и задумано — как пауза перед большим финалом.

Далее начинается самое интересное. Тут многое можно было бы изменить. К примеру, этап с финишем в Орсьере можно было сделать более эпическим, проведя гонщиков через Серр и Эйро или Коль-де-ла-Муасьер, но ASO вновь предпочла безопасный вариант. Финальный подъём на 19-м этапе на Альп-д’Юэз сам по себе не так плох, предполагая суету буквально со старта. В целом, ожидается очень оживлённый и богатый на события день.

Однако всё это меркнет на фоне 20-го этапа — того самого, ради которого выстраивалась вся драма: Альп-д’Юэз через Коль-де-Фёр, Телеграф, Галибье и Коль-де-Саренн. Выстроен этап интересно. Он чудовищен и просто идеален для развязки борьбы в генеральной классификации. Интересное решение — организаторы буквально «вырезали» около 15 километров долины между Галибье и Коль-де-Саренн, но в целом получилось очень достойно. Безжалостный день.

Единственный минус: он почти полностью съедает интерес к двум предыдущим этапам. Возможно, стоило поменять его местами с разделкой, хотя с точки зрения зрелищности это будет апогей Тура.

И наконец — Париж. Елисейские поля, три круга по Монмартру и финальный спринт. Правда, в отличие от этого года, организаторы добавили круг по Елисейским полям — чтобы хотя бы у некоторых спринтеров появился теоретический шанс побороться за победу.