Если с основными претендентами на жёлтую майку «Тур де Франс» в целом всё понятно, то можно присмотреться к тем, чьи имена будут на вершине классификации по очкам — все они будут бороться за зелёную майку.
В прошлом году Ваут ван Арт закончил гонку в майке именно этого цвета, и, вероятно мог бы бороться за неё вновь, но тактика Jumbo-Visma в этом году несколько иная — придётся защищать Йонаса Вингегора и добиться его второй победы на Гранд-туре. В этой связи ван Арт сообщил, что зелёная майка для него не приоритет, хотя, конечно, если всё будет складываться удачно, то она может оказаться на его плечах, хотя бы на несколько дней. Основной задачей бельгийский гонщик для себя определил победы на этапах.
Собирать очки для классификации можно двумя способами — победами на этапах или же победы на промежуточных спринтерских финишах. На финише очки получают первые 15 велосипедистов. Их количество зависит от типа этапа: на равнинных этапах можно заработать больше, чем на горных. Традиционно спринтеры становятся главными претендентами на зелёную майку. Промежуточные спринты проводятся один раз за этап, и тут очки зарабатывают только первые 10 гонщиков. Количество очков также зависит от сложности этапа.
На плоских этапах на финише можно заработать 50, 30, 20, 18, 16, 14, 12, 10, 8, 7, 6, 5, 4 и 2 балла. На промежуточных спринтах — 20, 17, 15, 13, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 балл.
На промежуточных спринтах и финише горных этапов: 20, 17, 15, 13, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко.
В единственной на этой «Тур де Франс» гонке с раздельным стартом можно заработать 20, 17, 15, 13, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко.
А теперь о фаворитах.
Матье ван дер Пул из Alpecin — Deceuninck находится в превосходной физической форме. Он очень опытен, обладает филигранной техникой и большой скоростью. Он способен бороться за победы как на этапах, так и на промежуточных спринтах. Но главной его задачей будет помощь штатному спринтеру своей команды Йесперу Филипсену. Тем не менее, Матье на первых порах вполне способен надеть зелёную майку.
Кристоф Лапорт из Jumbo-Visma в этом сезоне уже не единожды доказал, что способен побеждать в массовом спринте, при чём с довольно сильными спринтерами. У француза хорошие шансы получить майку, которую он уже носил на «Критериуме Дофине», особенно по той причине, что его товарищ по команде Ваут ван Арт публично отказался от борьбы за этот трофей.
Дилан Груневеген из Jayco — AlUla является одним из топовых спринтеров мира. Этот большой голландец обладает феноменальной физической силой, и способен сложное положение на дороге обратить в свою пользу: найдя небольшую щель среди соперников он как таран движется к победе. Догнать его в этом случае почти невозможно. Ему будет трудно в горах — как и большинству чистых спринтеров. Те мне менее, Дилан будет иметь 5-6 возможностей показать себя в массовом спринте.
Фабио Якобсен из Soudal — Quick Step также является чистым спринтером, а потому имеет всё те же «болячки», что и другие — ему очень сложно в горах. А вот на гладкой дистанции действующего чемпиона Европы стоит опасаться. Голландец также входит в небольшое число элиты мирового спринта. Фабио благодаря очень прочной связке со своими разгоняющими имеет даже больше шансов на победы в финальных спринтах, чем Груневеген, где тому приходится делать большую часть работы самому.
Тадей Погачар из UAE Emirates тоже в этом списке. Да, он тоже может надеть зелёную майку — благодаря победам на горных этапах. А в горах этот резвый словенец словно акула в океане. Но, конечно, для Тадея приоритетом будет совсем другая классификация — генеральная.
Мадс Педерсен из Lidl — Trek обладает всеми необходимыми для успеха качествами: датчанин очень быстр, очень терпелив и стрессоустойчив. Мадс способен бороться как в массовых спринтах, так и в горах. Это один из главных претендентов на зелёную майку на «Тур де Франс — 2023». В прошлом году ему пришлось нелегко, но уже на «Вуэльте» он порвал всех, выиграв три этапа и финишировал вторым не менее семи раз! В этом году на «Джиро д’Италии Педерсен сделал это снова: он выиграл этап и пять раз финишировал в четвёрке лучших, а затем внезапно ему пришлось покинуть гонку. Таким образом, на «Тур» Мадс едет весьма свежим и уверенным в себе.
Йеспер Филипсен открыто озвучил своей целью борьбу именно за зелёную майку. И Йеспер действительно является главным фаворитом в этой борьбе. Штатный спринтер Alpecin — Deceuninck участвовал в «Тур де Франс» в 2021 и 2022 года, и оба раза произвёл хорошее впечатление. В 2021 году он шесть раз финишировал в тройке, но ни разу не победил. Год спустя он выиграл два этапа на третьей неделе, в том числе финальный этап на Елисейских полях. В зачёте по очкам она занял второе место, проиграв Вауту ван Арту. И, конечно, в этом году для Филипсена настал момент для того, чтобы получить то, что ему причитается — зелёную майку.
Йеспер также входит в небольшую группу элитных спринтеров мира. В этом году он уже шесть раз одерживал победы на этапах и в гонках, выиграв в том числе «Классика Брюгге — де-Панне» и «Схелдепрейс». А на «Париж — Рубе» он финишировал вторым.
«Я хочу выиграть этап. Но в Гранд-туре это непросто», — отметил Йеспер, продолжив: «Пока зелёная майка — не основная цель, но она ещё может стать ею. Когда Ваут ван Арт нацеливается на это, то задача усложняется: он быстрее всех преодолевает горы. Если он не будет бороться за майку, то мои шансы увеличиваются».
На Тур де Франс Йеспер будет работать в связке с Матье ван дер Пулом. И Филипсен не планирует посвящать себя исключительно спринту: «По своей сути я спринтер, но благодаря тренировкам вы также можете развиваться и в другом направлении. Если бы они (команда, — прим. ред.) в это не верили, они бы не приложили столько усилий для моего развития. И мне нравится, куда я двигаюсь. У нас была хорошая весна. Кроме того, зимой мы скорректировали наш подход к тренировкам: я поехал на высоту, а затем много тренировался с классиками. Я меньше фокусировался на спринте, но тот факт, что я всё ещё могу побеждать в спринте, придаёт мне душевное спокойствие».