Представляем путеводитель по «Тур де Франс» 2025 года, стартующей в Лилле 5 июля. Гонка пройдёт в 112-й раз в истории. В нашем большом обзоре расскажем обо всех этапах, майках и призовых.
Три недели будут довольно насыщенными. Вот несколько ключевых фактов о самой престижной велогонке мира этого года:
— 21 этап;
— 39 городов, 8 из которых — новые;
— 7 гладких этапов;
— 6 горных этапов;
— 6 холмистых этапов;
— 2 гонки с раздельным стартом, одна из которых — горная;
— общий набор высоты составит 52500 метров;
— 26 гор второй, первой и высшей категории;
— Коль де ла Лоз станет самой высокой горой Тура в этом году — 2304 метра.
— впервые с 2020 года гонка полностью пройдёт на территории Франции.
Гонка
Полный обзор всех этапах и во всех нюансах — в официальном Роадбуке велогонки, скачать который вы можете в нашем телеграм-канале.
Для спринтеров будет не так много возможностей. На финише таких этапов предусмотрены бонусные секунды — 10, 6 и 4 секунды для первых финишёров. Первая возможность — первый этап велогонки. Это будет 185-километровая дистанция, насыщенная холмами и с финишем в небольшой пригорок. Открытие гонки как правило бывает довольно нервным, тем более что поедут гонщики в том числе и по узким улицам. Если все доберутся до финиша без завалов, то это будет успехом. Выиграть может любой спринтер, но ввиду личностных особенностей, одним из главных фаворитов будет Тим Мерлир.
Во второй гоночный день пелотон ждёт 209-километровая дистанция. Профиль довольно холмист, а потому гонщики наберут суммарно около 2000 метров высоты. Несколько крутых подъёмов будут незадолго до финиша, как и сам финиш — в горку. Это самый длинный этап гонки, но для чистых спринтеров если и будут возможности, то только благодаря слаженной работе команд.
На третьем этапе спринтеры всё же обеспечат зрелище — 178,3-километровый этап должен завершиться сражением топ-спринтеров мира — Джонатана Милана из Lidl — Trek, Йеспера Филипсена из Alpecin — Deceuninck и Тима Мерлира из Soudal — Quick Step. Разумеется, представители других команд также попытаются вмешаться в борьбу.
Четвёртый этап на 174,2 километра станет довольно сложным из-за обилия холмов и ожидаемым плотным финалом. Победить может кто угодно, в том числе и фавориты генеральной классификации.
Пятый этап — первая гонка с раздельным стартом. 33-километровая дистанция не представляет особой сложности. Ожидаются очень высокие скорости и первая возможность для Ремко Эвенпула завоевать победу. Он является очевидным фаворитом, хотя Тадей Погачар, Йонас Вингегор и Примож Роглич могут показать высокие результаты.





















Шестой этап выглядит как очередной утомительный день в Нормандии — с бесконечными холмами и финишным подъёмом с 10-процентным градиентом на протяжении почти километра.
На следующий день гонщиков ждёт не менее простой этап со ставшим уже привычным финишем в Мюр-де-Бретань, особенность которого в том, что согласно внутреннему принципу Тура спринтерские финиши не могут происходить более двух дней подряд, а также с учётом равнинной местности, то финальный крутой подъём гонщикам придётся пройти дважды. Суммарно гонщики проедут 197 километров.
Восьмой и девятый этапы — еще пара возможностей для спринтеров. Пелотон проедет 171,4 и 174,1 километра.
10 этап состоится в День взятия Бастилии. И гонщикам придётся постараться — их ждёт 165,3-километровый отрезок, пролегающий в горной местности. Общий набор высоты на этом этапе составит 4550 метров. Это будет явно день для беглецов и пелотона, который будет их догонять до самого финиша, расположенного на горнолыжном курорте в Мон-Дор.
11-й этап сначала отправит гонщиков к виноградникам Фронтона, а во второй половине дня заставит гонщиков преодолеть множество холмов. Последний — сложный подъём Печ-Давид. По крайней мере, эти холмы должны проредить поле спринтеров.
12-й гоночный день — первый большой финиш на вершине. Гонка будет пролегать по долине к перевалу Коль-дю-Сулор. Затем — Отакам, где Йонас Вингегор одержал победу на «Тур де Франс» в 2023 году. Это долгий подъём с обманчиво пологим подножием, но очень сложным финишем — на последних 13,5 километра дистанции средний уклон составит 7,8%.
13-й этап — вторая гонка с раздельным стартом. Обманчиво короткая дистанция на 10,9 километра практически со старта и до самого финиша ведёт в крутую гору со средним градиентом в 8%, а местами — более 16%. Для всех без исключения это будет непростым испытанием. В этой связи организаторы даже увеличили временные рамки для гонщиков: если обычно на разделках это 25% ко времени победителя, то на этом этапе — 33%.
Следующий день гонщики проведут Пиренеях. Словно ты отправляешся в ресторанчик, в котором ты бывал уже тысячу раз. Вот и гонщиков будет окружать местность, которую они хорошо знают: пелотон будут ждать Турмале, Аспин, а затем Пейрагюд, который уже был представлен накануне. Изюминкой является возвращение довольно сложной горы — Люшон-Супербаньер, которой не было в меню с 1989 года, когда Лоран Финьон выиграл двенадцать секунд у Грега Лемонда, чтобы получить жёлтую майку с преимуществом в семь секунд. Фаворитов Тур де Франс ждёт очень напряжённый день и 4950 метров суммарного набора высоты. Второй по величине показатель на этой гонке.
15-й этап станет небольшой передышкой, хотя по ходу 169-километровой дистанции будут некоторые сложности — хребет Монтань-Нуар и сложный перевал Па-дю-Сан. Это будет битва между отрывом и спринтерами, сопровождаемая ветрами Вант-д’Отан и Трамонтана.
Далее следует день отдыха в Монпелье.
Начало третьей недели Тур де Франс будет обманчиво простым: 171,5-километровая дистанция по большей части даст возможность подготовиться к непростому финалу — крутому 20-километровому подъёму на Ванту, последние 15,7 километра из которых имеют средний градиент в 8,8%.
В 17-й гоночный день спринтеры вновь проявят себя. Во всяком случае — у них будет такая возможность. Гонщиков ждёт 160-километровая дистанция, вся сложность которой будет приходиться на первую половину дня. Это также последняя возможность для фаворитов генеральной классификации сохранить силы перед ключевыми этапами велогонки.
18-й этап — самый сложный день гонки. Набор высоты — 5450 метров на 171,5-километровой дистанции. Последний подъём — Коль-де-ла-Лоз, а новинка — восточная сторона Куршевеля, а не Мерибель, как раньше. Она не такая безумная, как западная, но всё еще на высоте 2300 метров. Финал — 26-километровый подъём со средним градиентом в 6,5%. Все три главных горы дня имеют высшую категорию сложности.
На 19-й гоночный день гонщиков ждут ещё одни американские горки — на этот раз 130-километровая дистанция с финишем в Ла-Плане. Гонщиков ждут горы второй, первой и две горы высшей категории сложности.
Если к этому моменту не будет определён безусловный лидер генеральной классификации, то на 20-м этапе у команд будет последняя возможность проявить себя и побороться за высокие места в зачёте. Гонщиков ждёт 2850 метров набора высоты в горах Юра. Очевидно, что беглецы попытаются решить исход гонки в свою пользу. Это будет день напряжённой борьбы как в отрыве, так и в пелотоне.
Завершится «Тур де Франс» традиционно в Париже. Но это будет не простой гладкий этап, как в предыдущие годы. Организаторы включили крутой подъём по улицам Монмартра. На Олимпиаде это было захватывающее зрелище, поскольку эти крутые улицы стали важнейшей точкой дистанции. Так же будет и в этот раз — кто из спринтеров будет первым на финишной черте предсказать довольно трудно. Но тем и хороша гонка.
Майки
Традиционно на «Тур де Франс» ведётся борьба за четыре майки — жёлтую, зелёную, гороховую и белую.

Maillot jaune — самая желанная из них. Жёлтая майка лидера возносит гонщика на вершину мирового велоспорта. Даже если она окажется на твоих плечах единожды, всего на один этап, — уже счастье для многих гонщиков. Ну а тот, кто выйдет на подиум в Париже в этой майке, навсегда войдёт в историю.
Зелёная майка — награда для спринтеров. Но достанется она только тем, кто не будет сожалеть о пролитых литрах пота в бесконечной борьбе за очки: 50-30-20-18-16-14-12-10-8-7-6-5-4-3 и 2 очка — для первых 15 гонщиков на финише гладких этапов. На холмистых — 30-25-22-19-17-15-13-11-9-7-6- 5-4-3-2. Промежуточные спринты — 20-17-15-13-11-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.
Гороховая майка достанется горному королю. Человеку, который наберёт больше всего очков на подъёмах и перевалах. Коль де ла Лоз — 40-30-24-20-16-12-8-4 очка. Горы высшей категории — 20-15-12-10-8-6-4-2 очка. Гора первой категории — 10-8-6-4-2-1, второй — 5-3-2-1, третьей — 2-1, четвёртой — 1 очко.
Белая майка — заслуженная награда для самых молодых гонщиков. Ограничение простое — бороться за неё в этом году могут гонщики, родившиеся после 1 января 2000 года — то есть в возрасте до 25 лет.
Призовые
Победителю этапа полагается 11 тысяч евро. За второе место — 5500 евро, а за 20-е место — по убывающей, скромные 300 евро.
Первое место в генеральной классификации по итогам гонки принесёт победителю 500 тысяч евро и трофей из севрского фарфора, вручаемый от имени президента Французской Республики. Второе место в генеральной классификации будет означать 200 тысяч евро призовых, третье — 100 тысяч, а далее — 70000, 50000, 23000, 11500, 7600, 4500, 3800, 3000, 2700, 2500, 2100, 2000, 1500, 1300, 1200, 1100 и 1000 евро за 20-е место.
По ходу гонки будут и другие призовые:
- 500 евро в день тому, кто наденет жёлтую майку;
- 300 евро для обладателей других маек;
- 25 тысяч евро для финального обладателя зелёной и гороховой майки. 15000 евро в этих зачётах полагается за второе место, 10 тысяч евро за третье место, а далее — 4000, 3500, 2500 и 2000 евро за восьмое место;
- лучший молодой гонщик «Тур де Франс» в итоге получит награду в 20 тысяч евро;
- предусмотрены деньги для первых трёх гонщиков на промежуточных спринтах каждый день — 1500, 1000 и 500 евро;
- первые трое, кто поднимется на горы высшей категории получат 800, 450 и 300 евро, а также меньшие суммы за менее значимые восхождения, вплоть до 200 евро за восхождение 4-й категории;
- самая высокая точка гонки также отмечена призовыми: на 18-м этапе (на перевале Коль-де-ла-Лоз) можно получить приз Анри Дегранжа и 5000 евро;
- приз Жака Годде также составляет 5000 евро и полагается первому, кто поднимется на Турмале (на 14-м этапе);
- приз комбативу (самому агрессивному и настойчивому гонщику) составит в размере 2000 евро на каждом этапе, а уже в Париже приз суперкомбативу составит 20 тысяч евро;
- лучший доместик получит 9000 евро;
- в честь 50-летия гороховой майки первый, кто наберёт 50 горных очков, получит 5000 евро;
- лучшая команда дня получит 2800 евро, а по итогам всей гонки — 50 тысяч евро. Лучшая команда гонки определяется сложением времени трёх лучших гонщиков на каждом этапе.
Общий призовой фонд «Тур де Франс» составляет 2577731 евро.